По информации министра регионального минсельхоза Дмитрия Миляева в регион должен прийти крупный инвестор, занимающийся производством свинины.
Компания «Агроэко» планирует в ближайшие два года создать свиноводческие производства в Богородицком, Воловском, Куркинском и Ефремовском районах и выращивать порядка 420 000 свиней. Это тем более в тему, что регион, по словам главы ведомства, производство мяса в регионе упало на 10%. Статистику подпортила история с АЧС в сильном, стабильно и успешно работавшим «Лазаревским», которым всегда гордились туляки. Но, как говорится, как только где-то что-то убавилось, тут же где-то что-то прибавилось.
Дмитрий Штыков, главный советник по внешним связям «СПФО»:
«Я представляю агропромышленный холдинг, входящий в группу компаний Си-Пи с головным офисом в Тайланде. Компания СПФ работает в России с 2006 года. Сегодня наша компания имеет производственные площадки в трёх регионах – Московской, Курской и Калужской областях. Российский офис СПФ расположен в Московской области, там же находится комбикормовый завод мощностью 240 000 тыс. тонн в год и четыре крупных свиноводческих комплекса: 2 фермы репродуктор и 2 ферма по доращиванию и откорму».
Бури Срина, руководитель компании СПФ в России:
«Тульская область очень интересна для нас, как регион с прекрасным сельскохозяйственным потенциалом и открытостью для вложения инвестиций. Сейчас мы согласовываем реализацию нашего проекта на территории Тульской области с министерством сельского хозяйства. Компания ищет подходящие земельные участки для строительства свиноводческого комплекса производительностью 19 тыс. тонн мяса свинины в год. Комплекс позволил бы создать на территории области 200 рабочих мест и привлечь инвестиций на сумму около 2,5 млрд. рублей.
Естественно мы очень заинтересованы в кредитовании и в государственной поддержке регионального правительства. В вашем регионе имеются возможности для участия в программах, которые уже работают в интересах инвесторов-сельхозпроизводителей: это и субсидирование по различным направлениям, и предоставление налоговых льгот на имущество, и компенсация затрат на развитие инфраструктуры объекта строительства».
Игорь Шевырёв, директор СХП «Прогресс»:
«Мы занимаемся птицеводством, выращиваем индейку. Наш комплекс позволяет производить 1000 тонн мяса в год в живом весе. Этого достаточно, чтобы обеспечить мясом индейки такой крупный город, как Тула, что в общем не плохо. Пилотный проект связан исключительно с откормом. Осмысленная производственно-хозяйственная деятельность привела к пониманию – без создания убойного и разделочного производства, должного успеха не добьёмся. Низкий уровень рентабельности лишает смысла откормочное производство и зажимает производителя в угол, из которого не выберешься. Диспаритет цен (доход на откорме – 4 руб. за кг, переработка – 20 руб/кг , торговые сети -100 руб/кг.) не оставляет надежд на быстрое развитие. Это не вина предприятий торговли.
Негативные процессы определены рынком, которого все страстно ждали и который сформировался в рамках реализуемой экономической модели без чётко обозначенных условий развития. Одно из главных - разумные условия кредитования. Однако по действующим нормативам условия определяются банками самостоятельно, т.е исходя из собственного понимания особенностей хозяйствования в агропромышленном комплексе. Министерство сельского хозяйства в формировании этих условий участия не принимает. Тогда кто занимается развитием агропромышленного комплекса? В поисках ответа на эти вопросы мы обратились в письме к Премьеру Правительства РПФ Дмитрию Медведеву. Получили ответ от Министерства сельского хозяйства, в котором нас проинформировали, что всё происходит в соответствии с действующим законодательством. Так и продолжают жить условия, которые иначе как кошмаром назвать сложно. В частности, выдаются кредиты на группы взаимосвязанных компаний, в которые входят не связанные с сельским хозяйством предприятия: парикмахерские, косметические салоны, студии по наращиванию ногтей…Приходится предоставлять в банки отчётность на все эти предприятия. При этом в условиях кредитования прописывается, что если у какого-то из предприятий группы, отмечается спад, то это автоматически усугубляет положение сельхозпредприятия. Образно говоря, если в парикмахерской сотрудница уходит в декрет, то на моём предприятии индюки передохнут.
Банки определил, что обеспечением под оборотные средства может быть только недвижимость. То есть та, что мы модернизируем. Получается, ты модернизируешь комплекс, подготовил оборудование, запустил птицу, а оборотных средств нет. Процесс оформления недвижимости длится от 3 до 6 месяцев, а индюки должны есть каждый день. В результате мы вошли в эксплуатационную фазу и прожили год без оборотных средств от банка, и для предотвращения банкротства вложили практически столько же собственных денег, сколько заняли в банке.
Полагаю, что управление со стороны властей заключается именно в формировании условий производственно-хозяйственной деятельности, создании инфраструктуры развития территорий. И в этом отношении важнее реализовывать не единичные мега проекты по 3-5 млрд., а несколько инвестиционных проектов по созданию именно взаимосвязанных предприятий.
Например, на территории 10 площадок откорма , 1 инкубатор, 1 завод по переработке. В такой модели будет снижение по капитальным затратам, будут решаться несколько задач, в том числе расширения базы социально-экономического развития.
Скромничать нечего – без капиталовложений ни о каком режиме продовольственной безопасности говорить не приходится. Наше предприятие по переработке загружено на 30%. Мы готовы к расширению откорма и увеличению производства мяса в 2 раза в течение 1,5 -2 лет. Нужны чёткие правила для развития и кредитные ресурсы на разумных условиях».
Сергей Митусов, генеральный директор тульского молочного комбината:
«Мы 18 лет ждали вступления в ВТО, как манны небесной, а надо было готовится к этому, как к жёсткому испытанию.
У нас разные ресурсы, разный подход и мы обязаны ориентироваться на сегодняшние мировые условия. И одно из них – качество сырья.
Так что надо не только радоваться возможностям и перспективам, которые санкции открыли для молокопроизводителей, но и выводы делать, модернизировать свои производства. Отсутствие на рынке импортного молока не означает, что покупаться будет любое, только дай.
Имея в регионе высокую производительность молока, убедительную даже на фоне страны, имея поддержку молочной отрасли со стороны регионального правительства, которой завидуют многие регионы, мы не снимаем вопрос качества. Над этим надо работать производителям сырья при этот отдавая себе отчёт: только они сами могут себе помочь, ведь создать эффективное производство насильно не заставишь и не научишь.
… В последние годы был изменен кодекс административных правонарушений, увеличились штрафы. По замыслу, это должно стимулировать производителей к выполнению соответствующих требований. На деле совсем не так. А технология проверок просто пугает. Были случаи, когда на одно и то же предприятие приходили проверяющие с предложением: «Давайте мы вам выпишем штраф, на том и расстанемся. Если мы скажем, что ничего у вас не нашли, то и нас будут проверять, и вас.
Извините, мы в последние несколько лет вложили столько денег в техническое перевооружение, чтобы полностью соответствовать техрегламенту и всем требованиям!
К тому же, когда речь шла о 30 тысячах рублей, ещё можно было подумать, но сегодня это суммы от 300 до миллиона рублей. А такие проверки бывают часто. Нас недавно так дёрнули безосновательно, мы в суде отстояли свою правоту. И что теперь? Каждый раз в суд идти?
Да, если есть реальные нарушения, мы заплатим штраф, и исправим их. Но, может быть, сделать более лояльными требования к проводимым проверкам и несколько уменьшить требования и гнёт как проверяющих, так и производителей?
Ещё момент: несколько лет назад был изменён закон о торговле. В законе обозначен максимальный потолок ретро-бонуса за вхождение в федеральную торговую сеть - 10%. На деле сетевики нас жёстко «отжимают» на фиктивном маркетинге. Я, как и другие представители национального союза молокопроизводителей, убеждён: фиктивный маркетинг должен жёстко наказываться, в том числе и структурами региональных правительств».