Примерное время чтения: 4 минуты
367

Фикция самоуправления: чьи люди «рулят» муниципалитетами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ-Тула" 06/11/2013
Александр ИШАНОВ / Коллаж АиФ

В декабре «вся прогрессивная общественность» России будет праздновать 20-летие  «танковой» Конституции, принятой спустя два с небольшим месяца после расстрела Дома Советов в Москве

Между прочим, этот документ закрепил организационно-правовое отделение местного самоуправления от двух уровней государственной власти -  федеральной и региональной. Да, государство определяет «правила игры» для муниципалитетов, но не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения. А как на деле?

Не выбирают, а назначают

Де-юре процедура назначения главы администрации муниципального района и городского округа подразумевает и состязательность, и конкуренцию, и альтернативность. На деле же это выглядит так: нужный человек назначается первым заместителем (читай: исполняющим обязанности) главы местной администрации  и в этом статусе выходит на конкурс. Его «конкуренты», как правило, подбираются им же, в том числе из прямых подчиненных, и должны изображать право выбора.

Отдельная песня  -  конкурсная комиссия. В нее входят треть представителей от обеих ветвей  -  законодательной и исполнительной  -  региональной власти  и две трети  - от муниципалитета. От области это, как правило, какой-нибудь депутат и два чиновника  -  заместитель губернатора или министр внутренней политики и кто-то из его министерства. В других регионах в составы комиссий назначаются и представители так называемой «общественности», с которыми потом можно и ответственность за не оправдавшего надежд главу разделить.

Профпригодность  по-губернаторски

Предположить, что главой муниципального образования или местной администрации может стать независимый человек, прошедший все стадии отбора, будь то местные выборы или конкурс на замещение должности, сегодня просто невозможно.

Все кандидатуры на все «рулевые» посты в муниципалитетах согласовываются с губернатором и его ближайшим окружением.

А еще, если ориентироваться на кадровую политику губернатора, все больше профпригодных на посты глав кандидатов  можно найти вне Тульской области. Типичные тому примеры  -  глава администрации Ленинского (ранее Заокского) района Антон Агеев и  и.о. главы администрации города Донского Максим Семиохин.

К тому же Владимир Груздев все чаще делает ставку на женщин. Вот глава администрации Алексинского района Любовь Галкина. По образованию – педагог, но где только ни успела поработать за последние два десятка лет: и секретарем в «Мосбассшахтострое», и инспектором по режиму на «Тяжпромарматуре», и заместителем директора Алексинского филиала печально известной «Социальной инициативы». В администрации начинала пресс-секретарем, потом продвинулась до зама по социалке, и вот  -  глава, занявшая этот пост еще при Дудке и благополучно сохранившая при Груздеве.

Про «первую леди» Заокского района Елену Рыбакову известно только то, что пришла на муниципальную службу она из малого бизнеса.

Ну ладно, глава администрации Каменского района Светлана Карпухина  - местная, в местном аппарате с восьмидесятых годов работает, присягая на верность вышестоящему начальству при всех режимах. Но Екатерина Абросимова, которая «исполняет обязанности» в Ясногорском районе, - во-первых, тулячка, во-вторых, на официальном сайте района указан только ее возраст  -  31 год.

Но больше всего, пожалуй, местный истеблишмент удивило назначение Жанны Абрамовой исполнять обязанности главы администрации Веневского района  -  разумеется, с перспективой в скором времени избавиться от приставки «и.о.». Всего полгода она проработала руководителем секретариата губернатора, до этого, тоже не очень долго, -  руководителем аппарата Счетной палаты Тульской области. На этом ее стаж госслужбы исчерпывается. Нет никакой информации ни про ее образование, ни про послужной список, ни даже про возраст.

Чем моложе, тем эффективнее?

Тот факт, что на серьезные посты сегодня призывают едва оперившуюся молодежь, а она охотно принимает эти приглашения, может говорить только об одном: в реальности в муниципалитетах действует режим прямого губернаторского управления. Потому  не так уж важно, кто персонально занимает пост главы местной администрации, главное  -  четко и грамотно выполнять указания вышестоящего руководства. А что до Конституции, в которой что-то там про самостоятельность местного самоуправления писано, так бумага - она-то все стерпит…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах