aif.ru counter
488

«Умный город»: Вадим Макеев об антиархитектуре и Туле без автомобилей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ-Тула" 13/08/2014
Давайте менять машины на роботов!
Давайте менять машины на роботов! © / Дмитрий БОРИСОВ / Из личного архива

Чтобы избавиться от транспортного коллапса на улице Советской, Туле надо переходить на принципиально новую систему сообщений. На какую именно, знает тульский архитектор Вадим Макеев.

Дома - «умки»

- Всё началось с того, что несколько лет назад я принял участие в московском форуме «Российский дом будущего», который был посвящён вопросам перспективного градостроительства. На это мероприятие я уже попал после того, как прошёл стажировку в Италии. Потому многое из того, что презентовалось в Москве в качестве передовых технологий - а речь шла об «умных домах», высокотехнологичных и энергосберегающих, управляемых дистанционно, - мне давно уже было известно. Такие дома строят лет тридцать, для этого достаточно вложить в стену пластмассовую трубу, которую можно купить на любом тульском рынке, и оставить место для каналов, по которым позже провести «артерии» «умного дома». Я подумал: ну что за бред? Зачем заниматься изобретением велосипеда? И эта ситуация вдохновила меня и группу единомышленников задуматься над тем, какими всё-таки должны быть города будущего. Мы разработали проект, аналогов которому нет в мире. Воплощались в жизнь лишь отдельные его аспекты.

- В чём его новизна?

- Наша основная задача - сделать проживание людей более комфортным и экологичным. Для этого надо избавить населённые пункты от потока автомобилей. Мы разработали несколько схем на основе тех ландшафтов, что я наблюдал в Германии. Там нет центральной автодороги и пешеходных дорожек. Автомагистрали вынесены за пределы проживания людей. Нечто подобное можно осуществить и у нас.

Нужно сегментировать территорию, отделив зону проживания от автомобильной, закрыть её. Гаражи с квартирами можно соединить теплыми переходами. Таким образом, техника с местом обитания человека не будет контактировать. Соответственно можно спокойно отпустить руку ребёнка, не беспокоясь о его безопасности во дворе. Да и самим дышать легко - незагазованным воздухом.

Фото: Из личного архива

План территории, свободной от авто
План территории. Внизу серая горизонтальная дорога – это дорога для авто, она соединяет этот комплекс из нескольких жилых домов с другим таким же комплексом. Бардовые прямоугольники - жилые дома, такого же цвета постройки, но с полосками, - гаражи. Эти гаражи не стоят во дворах, как у нас, а вынесены на отдельную территорию, соединённую непосредственно с автомагистралью. Гаражи находятся в отдалении от домов и за заборами. Вверху плана - небольшой парк-сквер.

В Туле сейчас есть места, частично освобождённые от автомобилей - Центральный парк, например. Я видел аналогичные зоны и в Германии. Для того чтобы жить в «чистом» месте, немец должен пользоваться только общественным транспортом. Для наших реалий это не очень подходит.

- Это и будет «умный город»? Город без машин?

- Нет, это ещё не «умный город». Мы думали над тем, какими станут наши населённые пункты через 25-50 лет. Для экологии и экономии мировых ресурсов нужно строить систему, которая работала бы как Интернет - только, разумеется, в физическом мире. То есть происходил бы обмен по разветвлённой сети каналов и в случае, если один канал занят, тут же находился бы другой - свободный: Глобальная сеть всего со всем. Только в случае с Интернетом осуществляется обмен информацией, а в нашей системе - товаром. Соответственно, можно заказывать его, не покидая свой дом. Нажал на кнопку - молоко от производителя, минуя склады и магазины, приедет к тебе в квартиру.

Это могут быть, например, контейнеры, передвигающиеся по рельсам в шахтах или крытых тоннелях, это могут быть лифты. Современные технические возможности позволяют это осуществить. У нас уже сейчас существуют склады, на которых товар распределяется по алгоритмам - автоматически, без участия человека. Логистика такой системы будет работать подобным образом.

Жилые кварталы в Германии: зона, свободная от машин. Фото: Из личного архива

Дудка не «клюнул». А корейцы?

- Мне кажется, вы пересмотрели фантастических фильмов. Ну как эти идеи на практике реализовать?

- Мы обращались с этой идеей в областную администрацию губернатора Вячеслава Дудки. Ответа не дождались. Наше сознание, видимо, пока не готово к таким проектам, поскольку у нас, как известно, пока не грянет гром, мужик не перекрестится. Сейчас ведём переговоры по этому проекту с Южной Кореей.

- Какой же гром может грянуть?

- Транспортный коллапс. В Москве он случается каждые понедельник и пятницу, в Туле - ежедневно в часы пик - на той же улице Советской. К тому же Тула наполовину убита точечной застройкой. И новые высотки продолжают строить. В них будут заселяться люди, у которых тоже будут автомобили. Ситуация усугубляется с каждым днём. Чем больше машин, тем больший вред наносится экологии, да и жить на высоких этажах совсем не полезно. Группа российских учёных проводила исследования по оценке здоровья граждан: чем ниже этаж проживания, тем меньше люди болеют.

- Сами автомобилем не пользуетесь?

- Пользуюсь, но раз в 7-10 меньше, чем среднестатистический туляк. Предпочитаю велосипед, на котором даже зимой часто езжу на работу.

Автопарковка и подземный гараж – в отдалении от места проживания. Фото: Из личного архива

Гибельное дело - отсутствие вкуса

- Как бы вы могли оценить тульскую архитектуру?

- Я работал с известным итальянским архитектором Донателлой Скапини. Она занимается благотворительными делами в Чернском доме-интернате. Так вот, говоря о тульской архитектуре, она сказала, что у нас - антиархитектура. Я с ней полностью согласен. Нет единой концепции, отсутствует вкус. Застройщик, возводя здание, совершенно не думает о том, как оно будет вписываться в окружающее пространство.

А на все эти кривые углы и уродливые диспропорциональные линии смотрят дети, которым с самых ранних лет прививается плохой вкус и устанавливается низкая эстетическая планка.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество