Тульская область – регион, в принципе, мирный. Вот уже семь десятков лет не рвутся здесь снаряды, не стучат пулеметы, не курочат гусеницами асфальт танки Гудериана. Это, однако, не означает, что все эти годы старуха с косой не собирала здесь кровавой жатвы.
За три первых квартала 2012 года на территории семьдесят первого региона Российской Федерации произошел 71 несчастный случай с тяжёлыми последствиями на производстве. В результате, погибли семнадцать человек, в том числе одна женщина. В прошлом году смертей было одиннадцать. Как рассказал заместитель государственного инспектора труда в Тульской области Николай Кулешов, наибольшее количество трагедий случилось по причине несоблюдения самими пострадавшими правил техники безопасности. Как бы цинично это не звучало, но 21 человек был искалечен или погиб исключительно по собственной инициативе. При этом четверо в момент происшествия были пьяны. И только на втором месте страшного хит-парада с девятнадцатью жертвами расположились дорожно-транспортные происшествия.
Лишь от молнии не спасёшься
Теоретически, виноватого в трагедии можно найти всегда. Но в ряде случаев (в 2012 году их было 13) происшествие всё-таки можно списать на прихоти недружелюбных богов. К примеру, человек кушал в рабочее время булку и подавился. И сам, вроде бы, не виноват и начальство, казалось бы, ни причем, а вон оно как вышло. Или взять историю, случившуюся минувшим летом на строительстве одного из олимпийских объектов в городе Сочи. На машину, в которой ехали сотрудники тульского предприятия, с недостроенного моста свалилась незакрепленная конструкция. Два человека погибли. Виноватые, вроде бы, есть и их обязательно накажут, но семьям наших строителей легче от этого не станет. И уж совсем внеземного происхождения была смерть ещё одного туляка, погибшего на рабочем месте от удара молнии. Кому тут-то претензии предъявлять?
Конечно, действующее российское законодательство, накопившее богатый негативный опыт взаимоотношений работников с работодателями, сегодня предусматривает довольно серьёзные меры воздействия на должностное лицо, виновное в необеспечении должного контроля за соблюдением правил производственной безопасности. Вплоть до реальной уголовной ответственности. В этом году оказались на скамье подсудимых и отправились оттуда отбывать наказание в местах не столь отдаленных два руководителя среднего звена – начальник цеха одного из узловских предприятий и ответственный за электрохозяйство одного из тульских. Первый допустил на вверенной его заботам территории эксплуатацию неисправной вагонетки, которой придавило рабочего. А второй отправил на ревизию электропроводки человека, не имеющего допуска к такой работе. И хотя тот, по слухам и работал когда-то электриком, но в данном случае багажа прежних знаний ему не хватило для того, чтобы уберечься от смертельного удара током.
Человеческий фактор
Но не лишним будет ещё и ещё раз повторить, что, согласно данным статистики, около трети несчастных случаев на производстве происходит исключительно по вине работника. Самый свежий пример – ампутация руки у девятнадцатилетней работницы одного из заводов города Алексина. Во время инструктажа по технике безопасности до всеобщего сведения неоднократно доводилась информация о том, что уборку пола под конвейерной линией необходимо производить только при выключенном оборудовании и исключительно при помощи щетки с длинной полутораметровой ручкой. Девушка же, пытаясь сделать все побыстрее и покачественнее, полезла под движущиеся части оборудования с обычным веником. Рука попала между полотном конвейера и его валом…
– Практика показывает, что только от трех до десяти процентов несчастных случаев на производстве происходят по техническим причинам, – рассказал на брифинге руководитель государственной инспекции труда в Тульской области Владимир Родионов, – причина остальных – человеческий фактор. Проблема в том, что работники совершенно не стремятся к получению знаний правил техники безопасности. Инструктажи на многих предприятиях являются чистой формальностью и сводятся к выдаче «корочек», обеспечивающих допуск к работе. И как бы наши инспектора не напрягались, организуя дополнительные проверки на производстве, пока отношение к собственной безопасности и собственным трудовым правам останется наплевательским, мы ничего не сможем изменить. Так и будем только фиксировать количество смертей и увечий.