Примерное время чтения: 7 минут
591

Социолог Василий Мосин: «С власти надо чаще спрашивать»

Леонид ПОЧЕКИН / АиФ-Тула

Как изменилась жизнь туляков за последние годы? Каждый по-своему ответит на этот вопрос – оптимисты будут уверять, что мы живём хорошо, а непримиримые скептики заявят, что мы застряли в прошлом веке. А вот социолог Василий Мосин уверен: за последние несколько лет Тула сделала громадный шаг вперёд.

Досье
Василий Иванович Мосин - генеральный директор Тульского социологического центра. Родился 9 ноября 1955 года. В 1985 году окончил кафедру социологии, культуры, образования и воспитания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, аспирантуру. Кандидат философских наук. Редактор четырёх коллективных монографий по социокультурному развитию Тульской области. Автор более 60 научных работ. Региональный представитель Центра социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова по Тульской области. Заслуженный работник торгово-промышленной палаты.

- Василий Иванович, вот уже 10 лет центр проводит исследование - кто внёс наибольший вклад в социально-экономическое развитие Тульской области. И каждый раз первую строчку рейтинга занимает губернатор. Будь-то Василий Стародубцев, Вячеслав Дудка или Владимир Груздев. Отчего так? Казалось бы, такие разные люди, по-разному выстраивающие политику региона…

- Несмотря на различия во взглядах и подходах, эти руководители заботились о социально-экономическом развитии региона и вносили вклад в это направление. В силу занимаемой должности этот вклад был больше, чем у других политиков и руководителей нашего региона.

- Тогда зачем проводить такие исследования, если результат заведомо очевиден?..

- Мы проводим исследования не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость губернатора. Это делается с тем чтобы активизировать работу других тульских чиновников и политиков. Когда человек видит, что, скажем, в прошлом году он занимал более высокую строку в рейтинге, ему есть над чем подумать и чем заняться. После смены руководства региона произошла смена и региональной политической элиты, которая на протяжении нескольких лет была довольно устойчива. Это позволяло отслеживать динамику её вклада в развитие региона. Сегодня губернатор формирует команду, люди быстро меняются, поэтому возникают новые имена в рейтинге, но пока они не наработали «прошлый результат».

- То есть фактически - кто на слуху, тот и занимает высшие строки. Такой эффект даёт частая упоминаемость в СМИ?

- Не совсем так. Эксперты, среди которых социологи, журналисты, научные работники, имеющие учёную степень, тульские чиновники, отвечающие на вопросы анонимно, учитывают степень вклада. Но, конечно, упоминания в СМИ влияют на мнение наших экспертов.

- Чей вклад отмечают ваши респонденты среди новых чиновников-москвичей?

- Ольга Татарченкова - первый зам. Губернатора - руководитель аппарата правительства Тульской области.

- А каким образом она, фактически технический работник, может оказывать влияние на развитие региона?

- Как руководитель аппарата правительства области она отвечает за кадры и тем самым влияет на кадровую политику региона - как в положительном, так и отрицательном смысле.

- Второй год вы составляете рейтинг 100 наиболее влиятельных туляков. Чем он отличается от рейтинга наибольшего вклада в развитие?

- В рейтинге 100 наиболее влиятельных туляков мы стараемся отметить степень влияния конкретных лиц на принятие тех или иных политических, экономических, социальных решений. При этом учитываем не только их открытое, но и теневое влияние. Жители области и федеральные власти не всегда в курсе закулисных интриг местной элиты. А наш рейтинг позволяет им чётко это видеть.

- Рейтинг составлен. Как на него реагирует власть?

- Чиновники - как местные, так и федеральные - изучают результаты исследований, а вот насколько они их учитывают - судить не берусь. Но приятно видеть, когда чиновник, занимающий высокое место в рейтинге, поднимается по служебной лестнице. Может, учитывали рейтинг при решении этого вопроса, а может, он стал стимулом для чиновника лучше работать.

На мой взгляд, все тульские губернаторы в той или иной мере изучали общественное мнение. Это и позволяло им развивать регион. Ведь вспомните, при предыдущем губернаторе, когда случился мировой финансовый кризис, область удалось удержать от резкого падения экономики и социального взрыва. Сейчас ситуация тоже непростая. Нас пугают новым витком кризиса. В преддверии череды выборов в регионе и в стране важность учёта общественного мнения вырастает в разы.

Отмечу, что в других регионах социологи работают более продуктивно - взаимодействуют с властью, проводят исследования, участвуют в обсуждении различных вопросов.

- Существует мнение, что социологическое исследование можно «заказать» - в результатах будут данные, выгодные заказчику. Так ли это?

- Впервые «заказывать» социологические исследовали стали на Западе - американские и европейские политики прибегали к услугам «чёрных пиарщиков» и социологов, чтобы поднять свой рейтинг перед выборами. К сожалению, такая практика существует и у нас. Политические партии стараются всеми силами оправдать поступки своих лидеров и для этого «заказывают» социологические исследования. Конечно, с точки зрения морали это неэтично, ведь в основе социологии, как и любой другой науки, лежит объективность. А как можно быть объективным, когда у тебя в кармане лежит пухлый конверт с символикой известной политической партии? Там, где нет объективности, кончается наука, и начинается бизнес.

Кстати, находились люди, которые пытались купить место в наших рейтингах, но мы не «купились» на пухлые конверты.

Мы пассивны

- Каков, по-вашему, социологический портрет современного туляка?

- Нарисовать его достаточно сложно, поскольку наш регион имеет свою специфику. Так уж исторически сложилось, что Тула находится рядом с Москвой. Назвать Тулу провинцией в полном понимании этого слова нельзя. Здесь даже в советское время народ жил очень неплохо. Тула благодаря своим оборонным предприятиям получала большие государственные заказы, и заводы могли платить своим рабочим хорошие деньги. Туляки жили относительно зажиточно - по результатам статистических исследований, в советское время зарплата у них была выше, чем в других регионах. Да и бытовые условия куда лучше. Никогда не ощущалось недостатка в товарах: всегда можно было сесть в электричку, приехать в Москву и купить дефицитную копчёную колбасу или одежду, недоступную далекой глубинке. Всё это привело к некоторой пассивности - у туляков нет таких «традиций», когда люди могут быстро собраться, организованно выйти на площадь и устроить, скажем, митинг. Туляки, на мой взгляд, не будут рисковать и ввязываться в какие-то сомнительные протесты, митинги и прочее.

- Стали ли туляки за последние годы политически более активными?

- Не могу сказать, что у нас с этим всё хорошо, но самое главное - люди увидели, что власть - это не закрытый институт, а чиновники - не люди из «высшей касты». Наши граждане поняли, что власть должна эффективно и продуктивно работать на благо народа. И если она не работает или работает не так как надо - надо чаще «с неё спрашивать». Сегодня туляки не обсуждают свои проблемы, сидя на лавочке во дворе, они идут прямиком в администрацию города, приходят на встречу с губернатором и поднимают острые вопросы. Это говорит о том, что людям надоело молчать. Они хотят открыто заявить о себе, рассказать о своих проблемах и заставить власть заняться их решением. Но для того чтобы эти усилия не пропали даром, нам всем надо усердно работать и развивать политическую культуру.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах