Примерное время чтения: 22 минуты
1381

Музыкант Дмитрий Мулыгин: «Без совести хорошо не живут»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ-Тула" 29/01/2014
Дмитрий КИСИЛЁВ / АиФ

В последнее время Интернет запестрел названием тульской группы «Ворон Кутха» и именем лидера команды Дмитрия Мулыгина.

Быть в тренде

- Недавно  звонит мне  приятельница, много лет тебя знающая: «Оказывается,  Дима жутко популярный и у него такие красивые песни! Надо  срочно сходить на концерт. А то получается, что я не в тренде». Что вдруг случилось?

Дмитрий Мулыгин Фото: Из личного архива

- Резкий интерес к группе появился после нашего сентябрьского эфира на «Нашем радио». Понеслась волна. Появились люди, которые предложили свои услуги по продвижению, по оформлению афиш и альбомов. Сложилась команда, от чего я пребываю в восторге. 

- Ты много гастролировал, причём сам был себе и менеджером, и администратором, и продвиженцем, и продюсером. Разве не это сказалось?

- В большой степени, просто не хватало, что называется, последней капли в этой чашке. Просто идёт процесс накопления. Ты делаешь, делаешь, делаешь, и в какой-то момент всё начинает крутиться само собой. 

«Я работаю  в  хору…»

- Ты работал в филармонии. Ходил на работу, как все приличные люди, получал какую-никакую зарплату. А теперь  - в свободном плавании.  Это же такая головная боль…

- «Я работаю в  хору, все орут, и я ору…»  Я ж пишу и пою свои песни. В какой-то момент гастрольная география расширилась, а бесконечно отпускать меня из филармонии на мои концерты не могли. Тем более в творческом коллективе, где у каждого свои амбиции, где заслуженные артисты сидят без концертов, а  самоучка-лоботряс мотается по всей стране и дальше, началась тоска: переход на самоокупаемость, сокращения пенсионеров. С  творчеством стало сложнее. Пришлось выбирать. 

- Как по-твоему, к чему приведёт оптимизация культуры, происходящая в разных регионах, включая наш?

- Судя по тому, что происходит в стране в этой сфере, культура, духовность не нужны. Сколько можно таскать по всем каналам и программам «силиконовые трупы»? Все эти «Песни о главном», «Огоньки» и прочее. Вся страна заточена на перепевание старых песен. Возможно, требуется, чтобы появился перегной, на котором потом что-то вырастет.  Судя по тому, что последние 100 лет происходило со страной, нам надо лет 200 сидеть тихо. Жить для себя, для родных. Сколько можно революций и войн? 

Хотя есть и такая тенденция: люди перестают жить за забором. Начинают выглядывать и интересоваться происходящим вокруг. Им скучно. Они начали собираться в сообщества. Так как государство перестало организовывать, организация началась снизу. И это очень интересно.

Культуре нужен оберег

- Ты окончил училище культуры, в котором были отделения народников. Сегодня они сокращаются. Это оптимизация или вынужденная необходимость от  невостребованности  народного направления?

- Как показывают  разные фестивали, интерес к фольклору, народным инструментам, народной музыке есть и только растёт. Но для того  чтобы расширять его, нужна, опять же, воля государства. Так всегда было. Государство обозначает престижность профессии, и молодёжь реагирует на это.  Интерес разбужен. Надо притянуть молодых. Иначе и здесь случится разрыв поколений. 

Фото: Из личного архива

Сибирские народы, уральские, поволжские старательно сегодня оберегают народную культуру. Меня порадовал такой факт. Каждый тувинец, встреченный мной в поездках по Сибири, считал своим долгом обозначить причастность Шойгу к тувинскому народу. Это тоже культура. Родоплеменная. Хакасы, алтайцы, казахи   культивируют трепетное отношение к истории.  У нас тоже пытались подобное делать.  Епифанские фестивали, к примеру, фестиваль крапивы... 

В Домах культуры в районах остались фольклорные коллективы. Но всё пришло к тому, что они просто качают в Интернете минусовки и поют на свой лад всякие модные хиты. Почему так? Возможно,  нужен методический центр-координатор, который будет это всё держать.

И, конечно, надо достать на свет божий материалы, собранные в этнографических экспедициях 60 - 90-х годов. Они лежат где-то в хранилищах разных колледжей. Архив прекрасный. Ведь пропадёт, если ещё частично не пропал. Пропадут и музыкальные инструменты. Если на инструменте не играют, он  теряет звук, умирает, каким бы чудесным ни был.

«Палачей»  -  в Шушенское

- В Туле часто слышишь:  всё плохо, дороги плохие, чиновники равнодушные…

- Не такие уж у нас и плохие дороги, есть и похуже.  В Тамбовской области вообще  кажется, что их нет.  А вот по части ворчания… Хорошо, спокойнее живут дальше от Москвы. Люди меньше интересуются политикой, наживой тотальной. Они ближе к земле. А земля имеет свойство успокаивать. 

Попал  недавно  на  Украину  в  майданский перетряс. Хохлы меня просто заклевали. Каждый требовал принять ту или иную сторону. Все разговоры - о майдане, о политике и политиках. Все заведённые, носятся, орут. Я старался подальше от них держаться.

Когда прилетел на Алтай, я уже, как и они, эмоционально начал что-то рассказывать о том, что там происходит. Размахиваю руками, кричу. А алтайцы смотрят спокойно так: «Да? Ну и ладно…»  Я два дня походил, походил и успокоился, тоже сказал: «Ну и ладно!»

Фото: Из личного архива

Досье
Дмитрий Николаевич МУЛЫГИН, лидер и основатель группы «Ворон Кутха». Родился 27 марта 1973 года. Учился в Тульском педагогическом институте. Окончил Тульский колледж культуры и искусства. Пел в хоре филармонии. Автор восьми альбомов.

- А как ты относишься к участникам митингов на  Болотной?

- Оппозиция, которая начинает с вывешивания в Интернете списков тех, кого она расстреляет, когда придёт к власти… Что за бред? Вы ничего не можете предложить, ребята, но уже знаете, кого будете расстреливать. Ваша дорога в палачи? В Сибирь их, как декабристов, и пусть народ грамоте обучают. В Шушенское, как Ильича.

- Борис Гребенщиков вновь запел вещи с политическим окрасом. Фёдор Чистяков «апгрейдил» песню «Родился на улице Ленина», проведя параллель с сегодняшними временами. Идёт политизация рок-н-ролльного социума? 

- А как иначе? 29  декабря  рвануло в Волгограде. Я кинулся звонить знакомым. Никто не ответил сразу, и было очень страшно. Мы сейчас готовим концертную программу к эфиру на «Нашем радио». У меня возникло сильное желание вспомнить свою старую песенку «Всадники Мордора», где «опухла от запоя жмурконтора, благословляя сторченый ислам». Она вдруг стала опять актуальной. И опять государство ни за что не отвечает. И опять люди брошены. И вот когда это понимаешь, тебя «догоняет». Отсюда и политизация. 

- Что ещё тебя  догоняет?

- Расширение столицы. Хочу, чтобы большая жизнь происходила не только в Москве, а во всей стране. Ведь дальше Красноярска с гастролями почти не ездит никто. То есть у нас полстраны остаётся вне культурного поля вообще.

А где совесть?

- Несколько лет назад столичный галерист Марат Гельман приехал в Пермь с культурной революцией. Понаставил странных скульптур за большие бюджетные деньги. Пока он «хороводил» в Пермском крае, пермяки от пережитого  культурного шока то и дело выходили на митинги…

- Ну  можно всё свести к истории с туземцами, которые всё золото мира отдадут за блестящие стеклянные бусики. Надо фильтровать подходы. И если Пермь защищает своё культурное пространство, то туляки давно его сдали столице. У нас уже ничего своего не осталось.

- Интересно, а что было такого, чего сейчас нет?

- Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам - дело прошлое. Надо на месте кладбища построить торговый центр  -  он будет построен. Нет у нас людей, которые бы совестью были народной. 
У российской интеллигенции пропало понятие служения народу, стране.   

Я думал о тяготах тульской жизни и понял простую вещь: всё так и будет, пока не поставят  наконец  памятник совести нашего  города - писателю Глебу Ивановичу Успенскому. Несколько десятков лет назад заложили камень напротив цирка, и всё. Сегодня устанавливают памятники оружейникам, купцам, а совести  города, человеку,  который болел за него душой, -  нет. 

- Правительство пытается поднять самосознание туляков многократным напоминанием о том, что они живут в городе-герое. Это путь куда?

- В никуда.  Сверху любовь не навяжешь. Мы перестали гордиться своими писателями. Мы даже забыли, что они у нас были. Деды-оружейники поумирали. Оказалось, что красные директора были последними носителями той мастеровой оружейной культуры. Титаны ушли. Их нет  - нет культуры.  

- Что делать? 

- Города какие-то за неимением вынуждены придумывать бренды. У нас  же их  аж с перебором, но мы мало привлекаем к ним внимание. Давайте восстанавливать, расширять, развивать производства - тех же самоваров, гармоней. Нас опять учат немцы делать музыкальные инструменты, в то время как наши тульские гармони всегда славились своим качеством и звучанием….     

Как-то я проводил экскурсию для группы москвичей. Их интересовала не Ясная Поляна, не музеи. На велосипедах объехали город и были в восторге  от домов  от улицы Оборонной до Всехсвятского кладбища. Деревянное зодчество XIX века. Ведь мало где подобное есть. Скажем, Белгород после войны практически весь был отстроен заново, многие города  - также. А туляки город не сдали, да и бомбили нас мало. Потому нам есть что показать. Вот в это надо и вложиться, на мой взгляд.

А мы… Вот с какой целью флагшток воткнули  возле зареченского моста? У нас что, государственный флаг себя так плохо чувствует, что его надо постоянно показывать людям? Мол, ещё жив… У меня такое ощущение, что государство наше боится людей. Даже не боится, а опасается.  И пытается всё время напомнить:  старший брат наблюдает за тобой.

Ещё тема золотая - развитие экотуризма в нашем регионе. Люди уже так устали от мегаполисов, им хочется на природу, козу погладить, корову подоить, молока из крынки попить, в баньку деревенскую сходить.  Однако заниматься экотуризмом  -  это работа на далёкую перспективу. А у нас все привыкли поскорей да как-нибудь. Либо чуют, что не надолго приходят к власти, либо понимают, что посадят… Поэтому и сосут по полной, не сильно думая о том, что будет после них. 

Суровый город

- Перед Новым годом Путин предложил всем вместе прокричать слово «Россия!». Ты кричал?

- Нет. Чтобы убедительно, глубоко кричать «Россия!», надо звать Юрия Шевчука. Просто покричать «Россия» - это  казёнщина и бессилие. А людям хочется гордиться страной. Хочется плакать, когда поднимают флаг.

- Туляки не плачут.

- Наш город - суровый. А народ - не злой. Он просто тоже суровый. И чтобы к нему пробиться, надо либо очень много выпить, либо жизнь положить. Тогда он, может быть, с теплом о тебе вспомнит. Хотя  это тоже вряд ли…

- Но вас вдруг стали слышать туляки, которые, казалось, совершенно уверовали в то, что нет пророка…

- Да, да, пророка могут только  обратно принести.  Вот как  нас приносят – с российского «Нашего радио». В Туле тоже появились энтузиасты-организаторы концертов, квартирников.  Это не радиостанции, не какие-то профильные структуры.  Просто активные ребята любители музыки. Театр-студии, небольшие зальчики, квартиры.

Фото: Из личного архива

Люди приходят на концерт и испытывают эстетический шок. Иногда я делаю специально не очень длинные концерты, чтобы не «взрывать» не подготовленных. Мне как-то в Калуге говорят: «А ты чего всё время поешь? Наши музыканты через пару песен покурить выходят, выпить чего-нибудь. А ты - до конца на сцене». 

А мне проще два часа отработать, лишь бы не обрывать энергетическую волну. И люди, когда видят, что человек по-настоящему отдаёт, удивляются, разворачиваются к тебе и «подсаживаются». Они ищут эти ощущения снова и снова. Потому растёт наше сообщество, всё больше людей входит в наш круг. 

Мы записали в Туле новый альбом. Кстати, по-настоящему народный альбом. Своих денег не было, народ скидывался на запись, на выпуск.  «Наше Радио» предложило провести презентацию альбома у них в эфире. А  мы - устроить запись нового, «живого» альбома прямо в студии в онлайн режиме. АКВАРИУМ  как-то давал  мастер-класс. Они записали «Растаманов из глубинки» в прямом эфире «Нашего радио». А мы хотим таким образом сделать запись  полноценного альбома. «О, это круто, - сказали мне. - Вы будете первыми!». 

К тому же мы получили приглашение выступить на «Нашествии». Радийщики готовы пробовать ставить наши песни на ротацию. Сейчас вот делаем новые вещи, которые и хотелось бы показать. Они будут звучать, а народ  - голосовать за них. 

Фото: Из личного архива

О группе
Группа ВОРОН КУТХА появилась на свет весной 1993 года в городе Туле. Название принадлежит автору песен, их исполнителю и главному человеку в группе Дмитрию Мулыгину, а взято оно было из одноименной книжки-сборника сказок народов Севера. Сложность и непривычность звучания названия поначалу несколько напрягает человека непосвященного, потому необходимо пояснить, что ВОРОН в мифологии народов Сибири и Северной Америки является ключевым действующим персонажем, отцом-демиургом и первопредком всех шаманов, а слово КУТХА на языке ительменов, коренных жителей Камчатки, на русском звучит как ВОРОН.

- Мне кажется, что люди сегодня тянутся к твоим ранним песням: таким ещё лиричным, романтичным, душевным.

- Народ догоняет то, что было написано 10 лет назад. Это закономерность. Это я давно заметил.

- Может быть, им уже хочется не только природы, но и музыкального тепла, гармонии?

- По крайней мере, слушатели после наших ранних вещей примерно так и говорят: «У вас такое чистое звучание, такая прозрачная, родниковая энергия».

- Некоторые, увидевшие недавно твой первый и единственный клип на песню «Нити белые», минимальный по видео ряду, лаконичный по сюжету и крайне малобюджетный, говорят – им ужасно он нравится. Вы сейчас работает над новым видеоклипом?

- И он будет оценен лет через 10-12… Мы готовимся к съёмкам  двух клипов  - на песни «Облако» и «Жесть» в новых аранжировках. Поскольку я видео-картинками не мыслю, дал  картбланш Роме Королеву (туляк, работающий в столице продюсером на канале ТНТ). И потом я считаю, что каждый художник имеет свой взгляд. Чего я буду вмешиваться? Другой увидит другое – сделает своё. Пусть все цветы цветут. Сценаристы мне уже рассказали, что будут меня гонять по морозу полуголым сначала, а потом утопят в речке.

- Тебе в речке зимой – не страшно. Ты ж купаешься в проруби, в холодных морях… А спортом занимаешься?

- Нет, я занимаюсь огородом. И не понимаю, зачем тягать какое-то железо, когда привезли три машины дров и их надо рубить. Вот так целое лето рубил. И пользу приносил, и физически хорошо. А  холодная вода – чистый восторг, адреналин. Где холодная природная вода есть – там мне ништяк. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, а не какая-то Единая Россия. 

- Ходишь в Крещенскую ночь в Центральный парк, где устанавливают купель?

- Нет, массовые забеги в рай – это не для меня. Мы идём своим путём. А на Крещение я был в Дедилово, окунулся в святой источник Гремячий.

«Я сам себя боюсь»

- Дим, не деликатный вопрос. Почему ты всегда на снимках запечатлен, корчащим страшные рожи?

- Мне один профессиональный фотограф сказал: «Тебя нельзя фотографировать, тебя надо снимать в кино. У тебя такая быстрая мимика…».

- А мне кажется, ты просто боишься фотокамер. Тебе проще «закрыться» этими рожами…

- Боюсь. Плюс уже хочется кричать: «Люди! Отстаньте от меня после концерта!». Хороший концерт – это тяжелая физическая работа. Ты просто весь мокрый, потный, ничего не соображаешь, находишься в прострации. Надо время, чтобы остыть. А тут тебе: «Можно с вами сфотографироваться?»

- Ты сам-то себя на фотографиях не боишься?

- Иногда бывает очень страшно. Реально глаза безумные, не здешние.  Но люди тебя берут тепленьким, а тепленький ты - безвольный. Лепи, что хочешь.

Фото: Из личного архива

- Ты полтора года не играл электричество. Зачем тебе опять все это?

- Одному скучно ездить на гастроли. Элементарно поговорить не с кем.  Общаться с незнакомыми людьми я не всегда люблю. Обычно в поезде я бесконечно сплю и ем.

Опять же, один на сцене ты сидишь, как голый. Никто тебя не прикроет. И физически играть одному гораздо сложнее. А появляются разные музыканты, и появляются новые краски. Материал становится убедительным, объёмным, легким. Это здорово. Именно так мы сегодня и звучим.

Где  Дмитрия Мулыгина «тепленьким» взять

31 января  в 21.00 группа будет играть в  прямом эфире «Нашего радио». Можно слушать, можно смотреть в интернете в реальном времени, задавать вопросы и оставлять свои комментарии. 

В  Туле пройдёт презентация альбома: 8 февраля в 19.30 у друзей группы, в  салоне-магазине «Бастон» на Пролетарской 39-В.

Внимание!

Редакция «АиФ в Туле» и Дмитрий Мулыгин объявляют конкурс, победитель которого получит приз – новый альбом  группы ВОРОН КУТХА -  «Левит».

Путь к победе лежит через ответы на три вопроса, заданные  Дмитрием. Надо просто первым правильно на них ответить до 7 февраля, прислав их по электронному адресу: tula-aif@yandex.ru

1. Когда был первый концерт группы в эфире «Нашего Радио»?

2. На каком лейбле издана большая часть альбомов группы?

3. В какой стране был записан первый концертный альбом группы «Исход»?

Пресса о группе ВОРОН КУТХА

ВОРОН КУТХА – это один из самых интересных экспериментов с русской псевдонародной культурой: объектом экспериментирования и творческого осмысления в данном случае является не музыка, а текст. В результате славянские поэтические мотивы ложатся на жесткое современное звучание – слушается это куда лучше, чем современные стихи на мотив частушек. Кроме того, Мулыгина отличает чувство меры – русская народность стихов скорее подразумевается, чем артикулируется. А минималистические аранжировки с заходом ненадолго в психоделику делают картину законченной.

Журнал «PLAY»

Песни сказочные, славянские, корневистые, грозные и красивые, как буйно заросшее цветами и травами поле, хорошо спетые, с понятными, не навороченным языком написанными текстами, с незаемной русской удалью.

Журнал «FUZZ»

Умные, серьезные тексты, которые вряд ли потеряют свою выразительность, даже лишившись аккомпанемента; музыка, в равной степени не похожая ни на хрестоматийные стандарты, ни на модный новодел: смесь жесткого рок-н-ролла с фолком, акустической гитарой с безумными скрипичными запилами. Это красиво, живо, интеллигентно, актуально. 

Журнал «FUZZ»

«… некто ВОРОН КУТХА из Тулы и его «Заповедная» песня, пронзительнейший образец 100-процентной русскости, изящного бардовства и небывалой чистоты звука, — так и просится в национальные шлягеры.»

Журнал «PLAY»

Мир этой группы замечательно многогранен – чистейшая, прозрачная лирика органично сочетается с музыкальной и текстуальной жестковатой монументальностью, переплетаясь с заводной, чуть ерничающей, размашистостью. Плюс многоплановый вокал: то с отчетливо нервической основой, то трепетно нежный, то завораживающе объемный. 

Журнал «FUZZ»

В музыке ВОРОНА КУТХИ появилось новое измерение, которое без труда поднимает его над общим уровнем.

Андрей Бурлака, редактор «Rock-n-roll.ru

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах