Примерное время чтения: 8 минут
380

Краснознамённый колхоз, что с тобою стало?..

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "АиФ на Мурмане" 16/12/2009

О ТОМ, как перестал существовать колхоз имени В.И. Ленина, многие десятилетия возглавляемый Василием Стародубцевым, и о том, что сегодня происходит в селе Спасское, ходит немало слухов. Корреспонденты "АиФ в Туле" выехали на место и узнали, как было, что делается нынче...

ПАРУ десятков лет назад здесь всё поражало воображение советского человека: бассейн в детском саду, большой бассейн для взрослых и школьников, швейная фабрика, коттеджи, в которых жили сельчане. Бесплатные коммунальные услуги, колхозное пособие по уходу за ребёнком, дополняющее государственное. Зарабатывали отлично, имея многопрофильное хозяйство. В советское время сюда приезжали американские журналисты, жили в домах сельчан, пили с ними чай, писали восторженные статьи о коммунизме в отдельно взятом селе, публиковали их в известнейших капиталистических изданиях.

Недолгое дежавю

...КОГДА бы ни приехал сюда, возникает ощущение дежавю. Офисное здание было таким же и двадцать, и тридцать лет назад. С советских времён на нём до сих пор висит выцветшая застеклённая доска с надписью - "Колхоз имени В.И. Ленина". Пёстрый цветочный ковёр на клумбах. Василий Стародубцев всегда любил ухоженность и цветы, создающие настроение. Подъезжает черный джип, за рулём Василий Александрович. Поднимаемся на второй этаж.

Здесь тоже почти без перемен. Почетные грамоты, знамёна. В кабинете бывшего председателя колхоза портрет Ленина, в углу - цветной портрет Петра Первого. Веяние нового политического времени - фото хозяина кабинета с Геннадием Зюгановым. В разных углах комнаты шахматные доски с деревянными фигурами.

В Спасское стекались лучшие кадры со всего Советского Союза, для которых особенно было важно профессионально реализоваться, повысить квалификацию. А с Василием Александровичем было интересно работать. Это позволяло чувствовать себя в авангарде. Немаловажным было и то, что колхозники получали хорошее бесплатное жильё с паркетными полами, большими комнатами, горячей водой - немыслимыми по тем временам удобствами. К тому же имели массу льгот.

В какой-то момент колхоз попал в серьёзную политическую передрягу, что существенно снизило и даже приостановило рост его развития. Хозяйство подвергли банкротству. "Если бы Василий Александрович не пошёл в губернаторы, а продолжал заниматься колхозом, всё было бы хорошо, - говорят люди. - Но он ушёл, а хозяйство это - лакомый кусок. Вот его и рвали несколько лет, пока не довели до ручки, а лучшие работники ушли в другие хозяйства".

"По вине государства прибыльное, успешно работавшее предприятие поставили на колени, - раздражённо говорит Стародубцев. - И, как водится в наше время, на него накинулись рейдеры. В результате борьбы оно оказалось в банкротстве, несмотря на успешную работу и растениеводства, и животноводства". Теперь оно отошло объединённой химической компании "ЩёкиноАзот" и стало называться ООО "Спасское".

Спешить уже некуда

- Василий Александрович иногда ездит с нами по полям, советы даёт. Спорим с ним, он прислушивается, - бахвалится новый руководитель Алексей Лазарев, поглядывая в монитор компьютера на своём столе.

Кабинет директора на первом этаже, как раз под кабинетом Стародубцева, недавно отремонтирован. Современная офисная мебель, стенка, за стеклом которой - подарочный набор масел "Российские семена". Ничего не говорит о личности хозяина, кроме него самого. "Вы только диктофон не включайте, - просит Лазарев. - Давайте без записи разговаривать. Мало ли что не так скажу". Но диктофон включен. Алексей, недоверчиво глядя на него, говорит, взвешивая каждое слово, - словно по минному полю идёт: "Мы здесь уже больше года. Некоторые даже неплохо о нас говорят. Мы сохраняем практически все направления деятельности бывшего колхоза. Выращиваем зерновые, масличные культуры, картофель, гречиху".

"Надо всё приводить в божеский вид, поля нам достались запущенные. Производственный участок N4 не пахан много лет, на некоторых других чередования посевов не было лет по 5, по 10", - поддерживает босса молоденький главный агроном Владислав Соболев, недавний выпускник рязанского сельскохозяйственного института. Впрочем, учёба впрок не пошла, Владислав считает: то, чему его учили в институте, - прошлый век. Да и люди в хозяйстве тоже оставляют желать лучшего: пьяницы, прогульщики, дебоширы, бездельники. Короче, не повезло парню при большой должности. "Мы от них избавляемся, избавляемся, а они обижаются", - удивляется несознательности односельчан Владик.

"Добиваться хороших урожаев - лично моя цель. Главное, чтобы платили зарплату. А её платят, - уверяет он. - В этом году мы изменили систему оплаты труда. Установили оклад, чтобы механизаторы не гнались за тоннажом при уборке урожая. К окладам добавили премии. Но это уже не всем, а только тем, кто хорошо работает. Раньше комбайнеры гонки устраивали на поле, норовя обогнать друг друга. Теперь спешить некуда, зёрнышки подбирают. Так что потерь почти нет".

Коровам не повезло

"Я из вынужденных переселенцев. Несколько лет назад приехала в Россию, - вздыхает главный зоотехник Вера Ловинецкая. - Здесь как-то не очень сложилось, хорошо вот позвали в "Спасское". Когда мы пришли в хозяйство, была полная разруха. Оно просто было на грани разорения. Первую зиму мы перезимовали очень тяжело. Занялись решётками в полу фермы. Они настолько прохудились, что коровы проваливались на пять метров. Мы таким образом животных теряли - вытащить-то их оттуда невозможно..."

Вера Александровна опасливо оглядывается на своё руководство - всё ли правильно говорит - и делится: большое количество коров отметило десятилетие, они ещё доятся, но всё же их пенсия совсем не за горами: "Но несмотря на трудности, тёлочки рождаются и даже растут. Вы посмотрите на моих животных. Вы влюбитесь и не уйдёте отсюда". Влюбиться, оказалось, не судьба - хвастаться развитым животноводством и благоустроенными фермами новый директор не стал: "Что там смотреть? Ферма и ферма". А местные жители, показывая на привязанную к колышку грустную тёлочку на краю поля, недобро смеются: "Вот оно - их стадо".

Чуть позже Василий Александрович досадливо отметит: зоотехник - непрофессионал, да и про решётки и проваливающихся животных - не что иное, как чудные фантазии... Сельчане реагируют на происходящее проще, хоть и не менее болезненно: "Загубили колхоз, теперь последнее из него вытянут и бросят".

"У нас есть свой молокозавод, - говорит молоденькая руководительница отдела продаж. - А организовать полноценный сбыт мешает дешевизна молока других предприятий. Мы пытались пройти на рынок Новомосковска, но там уже стоит молоковоз и нас туда не ставят. Есть другие места, но там нам тоже уже встать негде. Мы сейчас будем закупать молоковоз с хорошей бочкой. Пытаемся работать с разными сетевыми магазинами, но они не спешат идти нам навстречу. "Семейные копилки" Новомосковска и Узловой откликнулись, но они настаивают на низкой цене".

В общем хозяйство требует профессионального подхода и эффективного менеджмента.

С профессионалами же здесь беда, и былая слава уже не спасает.

Кто открывает

им двери

Директор, тоскливо поглядывая в окно, неуверенно говорит: "Да всему научиться можно. Подумаешь - сельское хозяйство... Просто немного времени. Благодаря связям руководителя "ЩёкиноАзота" мы и в передовые хозяйства можем съездить, посмотреть как они что делают. Да и выехать на всякие сельскохозяйственные выставки". И они, конечно, ездят. Чему учатся - покажет время и будущее когда-то одного из лучших хозяйств страны, бывшего примером настоящего мужского отношения к делу, к своей земле, к людям, живущим и работающим в Спасском.

Несомненно, многие двери этим ребятам открывает известность Василия Стародубцева. Именно Василий Александрович познакомил их и с авторами знаменитых зерновых сортов пшеницы "Московская 39" и "Немчиновская 24", общение с которыми немаловажно для любого земледельца, работающего над повышением урожайности зерновых. Но будет ли от этого толк - кто знает?..

Ура! С урока

можно сбежать!

...К офису подъезжает автомобиль. Алексей Лазарев, в судьбу которого, после пединститута и нескольких лет работы на авторынке, сельское хозяйство вошло вместе со "Спасским", садится на пассажирское сиденье и отправляется фотографироваться в поле, раскинувшееся в пяти минутах ходьбы от конторы. Он смотрит вдаль, щурится от солнца и рассуждает: "В сельском хозяйстве надо отработать минимум три года, чтобы увидеть результаты. Мне нравится сельское хозяйство, нравится здешняя природа".

Когда мы прощаемся, новый директор по-мальчишески непосредственно заявляет: "Это хорошо, что вы приехали. Благодаря этому я могу пораньше уехать в Тулу, домой. И никто ничего дурного не подумает"...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах