Культура влияет на умы
«АиФ-Тула»: Владимир Петрович, как вы считаете, не утратили ли музеи в современном мире своей актуальности, способны ли влиять на умы и настроения людей?
Владимир Гриценко: Я считаю, что музеи и другие культурные учреждения оказывают влияние не только на настроение людей, но и на жизнь общества в целом. Именно музеи – неважно, исторические или искусствоведческие, формируют самосознание людей. Почти во всех музеях действуют не только открытые для посетителей экспозиции, но и какие-то образовательные программы. И дети, и взрослые, приходя в музей, заново открывают для себя общеизвестные факты, переосмысливают исторические события, формируют свой собственный взгляд на историю нашего государства, нашего народа. Цель музейной экспозиции – не только показать, как жили наши пращуры, но и сформировать некую национальную культуру.
Для нас, работников сферы культуры важно не просто показать людям историю, а сделать это так, чтобы люди почувствовали себя частью этой истории. Человек должен осознать свою принадлежность к этнической группе, своему народу, своей стране. К сожалению, часто бывает наоборот - молодые люди гордятся своей нацией, но не знают своей истории. Как это исправить? Посмотреть исторические экспозиции, прочесть книги, поговорить с историками. В общем, стать культурнее. Всё это можно сделать в музее.
- Но ведь культура – это не только знание традиций и истории, но и воспитание…
- Безусловно. Культура – это не только посещение музеев, театров, выставок, это своего рода принцип, по которому следует жить. Знаете поговорку: «Умное лицо еще не говорит о наличии ума»? Уровень образования не всегда соответствует уровню культуры человека. Можно иметь несколько ученых степеней, быть заслуженным ученым, а вести себя совершенно по-хамски. Каждый нормальный человек обязан быть культурным – уметь вести себя в обществе, уметь уважать себя и других людей. Условно говоря, знать, что такое «хорошо», а что такое – «плохо». Культуру нельзя выделить как самостоятельную «отрасль» - она либо есть, либо нет. И если она есть, то она проявляется во всем.
Единство народов – понятие непонятное
- 4 ноября в России отмечается День народного единства. Что этот праздник значит лично для вас?
- Для того чтобы какая-то дата стала действительно всенародным праздником, должно пройти время – хотя бы лет сто. Появляются традиции, у людей формируется определённое отношение к этой знаменательной дате. Я пока не считаю День народного единства праздником. Мне ближе День Казанской иконы Божьей Матери, который тоже отмечается 4 ноября. А после этого праздника наступает Дмитриевская родительская суббота – для меня, как директора музея «Куликово Поле» обе эти даты имеют особое, почти символическое значение. Оба праздника имеют серьезные исторические корни. В родительскую субботу мы обязательно проводим на Куликовом поле торжественную церемонию проводов тульских призывников в армию. Это символично – ведь армия считается первым серьезным шагом на пути во взрослую жизнь, и лучше будет, если новое поколение защитников нашего Отечества начнет этот путь с того места, где наши предки бились до последней капли крови, защищая родную землю. Ну а Казанская Божия Матерь всегда считалась главной заступницей русского народа, особенно в смутные тяжелые времена, поэтому вполне предсказуемо, что день ее почитания совпадает с новым национальным праздником.
- В чем, на ваш взгляд, выражается единство народа?
- Сложный вопрос. Народное единство – понятие абстрактное. И его значение напрямую зависит от того, кто его применяет. На самом деле каких-то конкретных явлений, проходящих под лозунгами «единая страна», «единый народ», в повседневной жизни немного. Кто-то может посчитать мои слова «квасным патриотизмом», но я уверен - во время исполнения Государственного гимна почти каждый из нас испытывает особое чувство. То же самое происходит во время больших государственных праздников. Мы гордимся своей страной, гордимся подвигами своего народа. В нас играет пресловутый «русский характер».
За примером далеко ходить не надо – каждый год на празднование годовщины Куликовской битвы съезжаются сотни людей со всех концов России, и даже из стран ближнего зарубежья. Спрашивается – зачем они приезжают? Тратят свое время, деньги. Ответ прост: все они любят и знают свою историю, и хотят отдать долг памяти своим предкам.
Другой пример – вспомните, как мы всем миром собирали помощь людям, пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Опять же – зачем? Просто мы не могли оставить людей в беде. В повседневной жизни мы можем не замечать друг друга, и это вполне нормально – у всех разные интересы, разный менталитет, разные ценности. Но в минуту опасности мы быстро объединяемся и превращаемся в могучую силу, способную свернуть все на своем пути. Над этой поразительной способностью десятилетиями ломают голову западные социологи и психологи. Это не поддаётся изучению. В этом и есть наше единство, наш русский характер.
Не надо изобретать велосипед
- Многие говорят о том, что нам нужна новая национальная идея. Какой она должна быть?
- Несколько десятилетий назад мы хотели достичь коммунизма, и при этом старались всячески отгородиться от всего, что было сделано нашими пращурами до Октябрьской революции. Убежденных монархистов, мягко говоря, недолюбливали, а на верующих людей, посещающих церковь, в лучшем случае, косо смотрели. Это неправильно. Невозможно построить новое общество «с нуля», не принимая во внимание то, что было ранее. Национальная идея, какой бы прогрессивной она ни была, не должна ограничивать людей, загонять их в какие-то идеологические рамки. Мы должны гордиться тем, что сделали наши предки и стараться сделать нашу жизнь ещё лучше, сохранять верность самим себе, своему народу.
Не надо «изобретать велосипед» и стремиться к неизведанным вершинам – все лежит на поверхности. Главное – жить в гармонии с самим собой, с окружающими. Это так просто, но, тем не менее, это у нас пока получается хуже всего.
- Должна ли национальная идея содержать в себе какие-то политические установки?
- Думаю: нет. Политики приходят и уходят, политический строй меняется, а народ остается. Мы же не можем каждый раз «пересматривать» национальную идею. Что это за нация, которая не знает, как ей жить и мечется из стороны в сторону? Не стоит путать интересы государства с интересами народа. Это разные вещи, и они могут противоречить друг другу.
- А чем был коммунизм – идеей или политической установкой?
- Коммунизм – понятие, скорее, политическое. Некое направление движения, в котором более 70 лет двигалась наша страна. Но 70 лет – это всего лишь два поколения. Не такой большой срок, чтобы умы людей «перестроились». Скорее всего, большинство советских людей на самом деле и не верили в коммунизм, а просто поддались захлестнувшей их волне всеобщего энтузиазма. Со временем политика коммунизма доказала свою неэффективность, и разрушили ее те, кто провозглашал.
- Существует ли сегодня в России межнациональная проблема? Или она надуманна?
- Конечно, проблема существует. И уже не один век – еще со времен Кавказской войны в Российской империи. Тогда между русскими и кавказцами появились первые недомолвки, и возникло недопонимание. Ну а после событий 20 века у людей появилось еще больше причин ненавидеть друг друга – чеченцы и ингуши до сих пор не могут простить Москве печально известную «операцию «Чечевица», в отместку за которую в этих республиках в начале 90-х часто проводились этнические чистки. Узбеки, таджики и туркмены перестали верить русским после распада Советского Союза. Отделившись от Большого Брата, азиатские республики оказались буквально брошенными на произвол судьбы. Да и россияне изменились – большинство из них относятся к выходцам из Средней Азии, как к людям «второго сорта». Как это возможно? Еще четверть века назад все было по-другому. А сегодня цвет кожи и разрез глаз играют чуть ли не решающую роль во всем – от устройства на работу до получения места в детском саду. За последние годы в нас накопилось слишком много горечи и непонимания. Мне кажется, вся проблема в том, что мы не хотим понять друг друга. Не хотим просто сесть и спокойно поговорить, а сразу начинаем рубить с плеча.
- Могут ли общественные организации и культурные учреждения повлиять на ситуацию?
- Не только могут, но и должны. Я говорил, и буду говорить, что культура – путь ко всему. Чтобы устранить все противоречия, мы должны осуществлять культурный обмен – изучать творчество другого народа, его традиции, песни, легенды, посещать общие для нашей истории места. Наладить культурное сотрудничество, обмен научным и техническим опытом. В общем, находить точки соприкосновения. Каждый народ, даже самый маленький – это частичка истории, которую можно изучать бесконечно. И эта тяга к знаниям, помноженная на взаимопроникновение культур, поможет нам решить большинство наших межнациональных проблем. Нужно только внимательнее присмотреться друг к другу.