Его знают все театралы области. Симпатичный, интеллигентный, с хорошо поставленным голосом, он встречает зрителей на входе в Тульский драмтеатр.
Новый режиссёр
«АиФ в Туле»: - Алексей Юрьевич, за последние годы очень сменился актёрский состав театра. Многие любимые, востребованные актёры ушли из жизни.
А.Е.: - О, об этом можно очень долго вспоминать и говорить. Для меня, да и для всех в театре самая большая потеря последних лет смерть заслуженного артиста Михаила Матвеева. Совсем недавно ушла легенда заслуженная артистка - России Софья Андреевна Сотничевская, тоже большая утрата и для тульского театра и вообще для города. Главный режиссёр Александр Иосифович Попов и художник Борис Григорьевич Ентин… Это всё потери космического масштаба. От этого мы очень долго отходили.
«АиФ в Туле»: -Больше года ваш театр жил без главного режиссёра. Это была дань уважения ушедшему мастеру?
А.Е.: - Безусловно. Это была необходимая пауза для того, чтобы прийти в себя. Да и человеку, сразу пришедшему на это место, пришлось бы тяжко. Александр Иосифович руководил труппой больше 20 лет. И естественно, коллектив он собирал под себя.
14 марта главным режиссёром назначен Дмитрий Краснов. Он пришёл в театр в 1996 году. Был актёром. Окончил Щукинское училище по специальности «режиссёр драматического театра» и с 2003 года работал как очередной режиссёр.
«АиФ в Туле»: -Сейчас театральная труппа представлена совсем молодыми актёрами, откуда столько юных талантов?
А.Е.: - У нас 12 лет существовал курс Ярославского театрального института, всего было три выпуска, и выпускники сейчас составляют основу труппы.
Очень интересно работают Дмитрий Чепушканов, Сергей Сергеев, по последним ролям выразительно стали играть
Лариса Киеня и Серёжа Пыжов. Это всё ученики Александра Иосифовича Попова. От первого курса в театре остались всего три человека. Это ваш покорный слуга, Марина Борисова и Наташа Забарова.
«АиФ в Туле»: -Обычно среди творческих людей процветают зависть, склоки, интриги. Дмитрий Кедрин писал: «У поэтов есть такой обычай в круг сойдясь, оплёвывать друг друга». У вас с этим как?
А.Е.: - Театр это семья, а в семье всё случается: и поругаются, и поссорятся. Но у нас очень дружный отзывчивый коллектив, развито чувство локтя, взаимовыручка, взаимопомощь не пустые слова. Цементирует отношения преемственность поколений.
Преемственность - это всегда новый импульс к продолжению жизни.
Харизматичные легенды
«АиФ в Туле»: -А кто из актёров старшего поколения попрежнему является ведущим?
А.Е.: - Это Ирина Васина, Олег Есауленко, Валерий Жуков. Они работают в театре с конца 60х годов. Среднее поколение это наши замечательные артистки Наталья Савченко, Наталья Дружинина, Ольга Красикова, Любовь Спирихина. Много успешно работает Андрей Сидоренко. Из недавно пришедших, но тоже принадлежащих к опытному поколению, Виктор Ананьин. С начала 90-х годов в театре играет Ирина Федотова. Чуть раньше пришла Елена Попенко.
«АиФ в Туле»: -А Борис Заволокин?
А.Е.: - Борис Фёдорович Заволокин - наша легенда. Человек очень популярный не только в театре, но и в городе. Его узнают, к нему подходят. У него и судьба очень интересная. Окончив студию при нашем тульском театре, который ещё располагался в здании филармонии, он поехал по Советскому Союзу. Много где работал и в 1989 году вернулся в Тулу народным артистом.
«АиФ в Туле»: - В чём секрет его популярности?
А.Е.: - Несомненный талант, личное обаяние и, как это модно говорить, - харизма. Он артист, большой артист, публика этого не может не видеть. Он очень много выступает на городских мероприятиях, никогда не отказывает, на самом деле очень популярный человек.
Без чернухи
«АиФ в Туле»: -Не хочу никого обидеть, но некоторые заядлые театралы поговаривают, что спектакли превратились в капустники. На сцене веселится молодёжь,ей, как говорится, в кайф, а серьёзные вещи пропали из репертуара.
А.Е.: - Категорически не согласен. Разумеется, у нас есть чисто развлекательные спектакли, комедии положений, такие как «Шикарная свадьба», «Боинг-Боинг» и «Ужин дураков», но опять же режиссёр никогда в жизни небудет ставить спектакль «ни про что». В пьесе всегда есть тема, серьёзная она или не серьёзная, неважно. А потом у нас очень много спектаклей, заставляющих думать:
«Деревья умирают стоя», «Обыкновенная история», три спектакля по произведениям Островского. Спектакль с очень большой интересной темой «Одноклассники». Это - никак не капустники. Репертуар у театра должен быть разнообразным, зритель имеет право на выбор.
«АиФ в Туле»: -Есть ли постановки, которые в нашем театре не будут ставить ни за какие деньги и ни за какую популярность у зрителя?
А.Е.: - Я думаю, всё, что касается чернухи и пошлости. Театр- это театр, и наша миссия не сводится к потаканию низменным страстям.
«АиФ в Туле»: -Публика поразному реагирует на одну и ту же постановку или зритель предсказуем?
А.Е.: - Предсказуемых вещей в театре не бывает. Театр - это здесь и сейчас, сию минуту. Сцена пошла сегодня так, а в следующий раз пойдёт уже по-другому, и зрительская реакция будет уже иной. Здесь очень важен состав публики, зрители приходят разные, и реакцию угадать невозможно. Есть какие-то вещи, прописанные автором, там чувства предполагаются. Но дальше непредугаданно,
всё по живому.
«АиФ в Туле»: -Зрители к вам очень активно ходят, билеты надо покупать заранее. Мужчин много и главное - трезвые все, в галстуках…
А.Е.: - На самом деле, если говорить о составе зрителей, всё-таки дам больше, процентов 80. Мужчин насильно вытаскивают зачастую. Они надевают галстуки и идут. Потом говорят, как хорошо, что я пошёл, не остался на диване. Мне нравится, что приходит много молодёжи. Причём не по принципу культпоходов, когда идёт вся группа или класс, а сугубо индивидуально. Много парочек появилось, они назначают здесь свидания. Идут сознательно, и это не может не радовать. У людей должна быть отдушина, и хорошо, что мы можем её дать во времена постоянного повышения цен и лавины чернухи из телевизора. Есть стремление к нашему сценическому наркотику, и это замечательно. Иногда во время представления идёт такой обмен энергетикой со сцены в зал и об
ратно! Недаром в Древней Греции преступников перевоспитывали театром. Они перерождались под воздействием искусства.
«АиФ в Туле»: -Вы наблюдаете падение нравов в обществе?
А.Е.: - Я замечательно помню советское время, несмотря на то что был ребёнком. Нравы упали. Моральные планки снизились. Поскольку я с публикой общаюсь ежевечерне и решаю многие вопросы, я вижу, что к театру отношение становится всё более потребительским. Многие зрители приходят с грозной формулой: я купил билет, отдал свои деньги, могу делать всё, что угодно. Меня это очень пугает и очень расстраивает.
«АиФ в Туле»: - Возможно, нужны камерные театры, куда бы приходили люди, настроенные на одну волну с режиссёром?
А.Е.: - Мы возобновили работу на малой сцене, где 128 посадочных мест и публика приходит на то, что ей близко. Это действо не массовых форм. Но у нас есть зал на 770 мест, и хотелось бы охватить своим искусством большее количество зрителей.
«АиФ в Туле»: - Тульская публика отличается от публики других городов?
А.Е.: - Очень отличается. Тульская публика очень верная, и так, как нас принимают в Туле, нигде больше не принимают. И нас очень любят в городе, и это очень видно, когда приезжают гастролёры. Вежливость не даёт тулякам не так принять спектакль, но потом многие подходят и говорят: «А наш театр лучше».
«АиФ в Туле»: -А куда вы выезжаете на гастроли?
А.Е.: - У нас, как правило, в начале апреля обязательно проходят обменные гастроли с областными театрами. Вот были во Владимире с тремя спектаклями: «Не всё коту масленица», «В ста шагах от праздника», «Шикарная свадьба». Очень часто бываем в Калуге.
За последние годы мы гастролировали в Смоленске, Орле, Рязани, Нижнем Новогороде. Стараемся выезжать на фестивали.
Театр для власти - это…
«АиФ в Туле»: -Помогают ли вам местные власти?
А.Е.: - Очень сложный вопрос. Финансирования, конечно же, не хватает. Но наше новое тульское правительство внимание на нас обратило.
«АиФ в Туле»: -В послании губернатора депутатам говорилось о многих сферах жизни, но только не о культуре.
А.Е.: - В такого рода посланиях о культуре в лучшем случае звучит одно предложение.
«АиФ в Туле»: - Власти не нужна культура?
А.Е.: - Я так полагаю, что власть не очень понимает значение культуры. А отрасль культуры должна быть престижной. В соседних областях, конкретно в Калуге, наблюдается потрясающее отношение к культуре и конкретно к театру! Помощь идёт такая, что просто «ах!». У нас с этим гораздо сложнее, но спасибо за то, что есть. В последние годы нам поменяли театральные кресла, а этим летом капитально отремонтировали кровлю. Вот Василию Александровичу Стародубцеву мы очень многим обязаны. Вопервых, прибавкой к зарплате, которая проведена законом Тульской области, вовторых тем, что работаем на своей сцене. В 2000 году мы встали на вынужденный капитальный ремонт и только благодаря стараниям Стародубцева, упорству и настойчивости мы через два года вернулись в своё здание. Он приезжал на планёрки, смотрел, как мы тут работаем, и всё контролировал сам. За это ему просто огромное спасибо.
«АиФ в Туле»: - За счёт чего вы существуете?
А.Е.: - Только на средства от сборов.
«АиФ в Туле»: -Почему вы приглашаете московских режиссёров?
А.Е.: - Мы не смотрим, откуда режиссёр - из Москвы или Нижнего Тагила. Главное, чтобы он был талантлив, ему было комфортно работать с нашими артистами, а им с ним. Мы не можем позволить ни Фоменко, ни Захарова: у нас просто денег не хватит, но талантливых интересных режиссёров мы стараемся отыскивать и приглашать.
«АиФ в Туле»: -В советское время известные, любимые, талантливые, благородные актёры жили очень скромно и умирали практически в нищете. Сейчас актёры хвалятся бриллиантами, машинами, особняками и даже диктуют нам, кого выбирать в президенты. Почему так получилось?
А.Е.: - Мне, если честно, это просто противно. Что касается медийных лиц, этим людям просто повезло один раз, попали в струю. Но там удержаться очень сложно, в актёрской профессии всё весьма шатко. Сегодня ты на коне, а завтра про тебя никто не вспомнит. Как правило, актёры это люди неустроенные. Везёт единицам, и ещё вопрос: везение это или, наоборот, наказание.
«АиФ в Туле»: - Ваше пожелание тульскому зрителю.
А.Е.: - Приходите в театр!