246

Обретение Земли Обетованной. На берегу Оки открывается фестиваль искусств

Каждый раз, приезжая в Поленово, не устаешь восхищаться красотой русской природы, чудесным видом на Оку с крутого берега. Этот вид из окон своей мастерской великий художник запечатлел в знаменитой картине «Золотая осень». Здесь, в музее-заповеднике В.Д. Поленова с 25 июня по 30 июля пройдет  Летний международный фестиваль искусств «В поисках Земли Обетованной».

Фото: АиФ

Джаз, Дина Рубина и Леонид Каневский

В  пресс-конференции, состоявшейся в преддверии этого события, приняли участие организаторы фестиваля -   президент Ассоциации Василия Поленова Оксана Бобрович (Франция), директор Еврейского культурного центра на Никитской им. Ральфа Гольдмана Елена Габриэлла Аронов (Москва),  заведующая отделом научно-просветительской и методической работы Государственного литературного музея Антонина Крупнова и другие. Куратор проекта — пианист и продюсер Басиния Шульман — ознакомила журналистов федеральных и местных СМИ с программой фестиваля..

Уже 21 июня на Болотов. Даче пройдет Праздник музыки с участием музыкантов из Франции.

25 июня, в день открытия выставки «Василий Поленов на Святой Земле» выступит джазовая вокалистка Дгани Цабари из Израиля. В этот же день состоится открытие фотовыставки Алексея Народицкого «Белый город» о современном Тель-Авиве. Также начнет работу выставка скульптора и керамиста Софии Израель. Ее философско-художественный проект «Семь ключей» посвящен фантазиям на тему истории музея-заповедника В.Д. Поленова.  

В течение фестиваля Московский Андалузский ансамбль представит программу «Вид на Иерусалим с западной стороны». Ценители музыки посетят концерт израильских музыкантов. Ансамбль старинных инструментов La villa barocca выступит с программой «О чем поведал нам Эвр».

Известная не только в России и Израиле Дина Рубина проведет свой творческий вечер.

30 июля, в день закрытия фестиваля, его гости ознакомятся с театрально-музыкальной  постановкой  «Где блуждала Суламифь...» (по рассказу Александра Куприна) в исполнении Леонида Каневского и Басинии Шульман.

С подробной программой  Летнего международного фестиваля искусств «В поисках Земли Обетованной»  можно ознакомиться на сайте Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова.

Фото: АиФ/ Антонина Позднякова

Директор музея-заповедника, правнучка художника Наталья Поленова  провела для участников пресс-конференции экскурсию по выставке «Василий Поленов на Святой Земле». 

«Огромный цикл, включавший более 70-ти картин и этюдов  - «Евангельский круг» - Василий Дмитриевич считал главным трудом своей жизни, - говорит Наталья Федоровна. - Всю жизнь он стремился осмыслить и постичь значение христианского учения для России и для мировой цивилизации...»       

Далекая и близкая Палестина

С начала XIX века стараниями российской Императорской академии художеств стали устраиваться научно-художественные экспедиции в Палестину. Участников этих экспедиций привлекали не только христианские святыни, но и непривычная окружающая среда, живописные древние развалины, этнография.

Один из самых ярких и известных живописных рассказов о ближневосточных святынях принадлежит Василию Поленову.

Его интерес к Земле Обетованной не случаен.

Еще в молодые годы Василий Поленов, получив от Академии художеств Большую золотую медаль за дипломную работу «Исцеление дочери Иаира», оказался  в Риме и сделал первые наброски к картине «Кто из вас без греха», ставшей прообразом знаменитого полотна «Христос и грешница».

Фото: АиФ/ Антонина Позднякова

Книга Эрнеста Ренана «Жизнь Христа» также оказала сильное влияние на молодого художника. У него возникло непреодолимое желание побывать в Палестине, там, где проходила земная жизнь Христа.

Да и любимая сестра Вера, рано покинувшая этот мир из-за тяжелой болезни, на смертном одре взяла с брата слово, что он осуществит свою главную мечту — пройти путем Христа, написать серию картин из жизни Спасителя.

В 1882 году в Петербурге создается Императорское Православное Палестинское Общество. Меняются условия путешествия на Ближний Восток: даже одинокое следование через пустыни становится менее опасным, чем прежде. Возрастают требования к достоверности обстановки и антуража в исторической картине. Это стремление достичь художественной правды путем соединения абсолютной достоверности места действия с убедительностью «живого образа» Христа и привело Василия Поленова к необходимости увидеть воочию и запечатлеть места, где происходили события, о которых рассказывается в Ветхом и Новом Завете.

Паломничества в страну Востока

Поленов дважды совершил путешествие на Восток. Первый раз —  в период работы над картиной «Христос и грешница» (1881-1882). Второй раз он побывал в Палестине в 1899 году, когда работал над серией картин «Из жизни Христа».

Первое путешествие — в Египет, Сирию и Палестину - Василий Поленов проделал вместе со своим другом —  историком искусства, археологом профессором Адрианом Праховым. Их сопровождал князь Семен Абамелек-Лазарев — профессиональный востоковед, нашедший в Алеппо арамейскую стелу и дешифровавший надпись на ней. В Палестине они пробыли с января по март 1882 года.

Второе путешествие по Земле Обетованной — в апреле-мае 1899 года — Поленов совершил в компании художников Егише Татевосяна и Александра Киселева и студента-естественника, фотографа-любителя Л. Кандаурова.

Вслед за художниками Николаем Ге («Тайная вечеря», 1863), Иваном Крамским («Христос в пустыне», 1872), Василием Перовым («Христос в Гефсиманском саду», 1878) и, в особенности, за Александром Ивановым (чья незаконченная картина «Явление Христа народу» (1837-1857) оказала мощное воздействие на Поленова), Василий Дмитриевич хотел передать не только собственное видение евангельских сюжетов, но и создать для зрителей полотен «эффект присутствия», запечатлеть библейские места в их первозданности.

Желание художника изобразить в картине «Христос и грешница» Иерусалимский храм таким, каким он мог быть в действительности, побудило его  не только изучать археологические материалы и труды ученых, но и искать остатка этого храма. Поэтому он пишет и Стену плача, и площадь Харам-эль-Шериф, где находились мечети, построенные в Средние века, и остатки прежних построек.

Поленов, находясь в Иерусалиме, не мог не вдохновиться живописной красотой этого необычного города, ставшего центром трех мировых религий: иудейской, христианской, мусульманской. Очень яркое, острое колористическое чувство, которое было присуще художнику, раскрылось во всей полноте именно в Палестине.

Судя по авторским надписям, художник делал зарисовки в Яффе, Назарете, Вифлееме, Иерихоне, на Мертвом море. Очень много красивых этюдов посвятил он Тивериадскому озеру. Один из них — этюд «Тивериада» - в этом году губернатор Тульской области Алексей Дюмин передал в дар музею-заповеднику В.Д. Поленова.

В работе над «Евангельским кругом» Василию Дмитриевичу активно помогала супруга — Наталья Якунчикова. Она собственноручно шила костюмы для натурщиков. А для образа Христа художнику позировали его ученики — Исаак Левитан и Константин Коровин.

Странным образом перекликаются творческие судьбы знаменитых живописцев Поленова и Левитана.  Православный Василий Поленов раскрыл для себя и для мира Землю Обетованную — Палестину. Иудей  Исаак Левитан стал певцом русской природы...

Удивительно тепло отозвался о творчестве Поленова другой великий художник — Игорь Грабарь: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, московский и палестинский... и что все они весьма мало связаны один с другим».

...Василий Поленов объездил много стран, не раз побывал на Востоке. Но свой Рай он нашел на берегах Оки. Свою Землю Обетованную.

Фото: АиФ/ Антонина Позднякова

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах