Небольшой зал c белыми стенами; обычные офисные стулья, выстроенные в ряды, и декорации для спектакля – вот все, что необходимо для передачи театральной атмосферы. И сцена не нужна. В антикафе «Театральный дворик» разыгралась драма известного американского писателя Уильяма Гибсона «Двое на качелях».
Любовь начинается с холодильника
Довольно распространенное мнение о том, что противоположности притягиваются, подкрепляет спектакль режиссера-постановщика Надежды Мазановой «Двое на качелях». История любви двух совершенно разных людей заканчивается не так, как в книге, что, признаюсь, порадовало.
Нью-Йорк. Две комнаты: мрачная «каморка» неудавшегося адвоката Джерри (Алексей Кубин) и светлая комната бесталанной танцовщицы Гитель (Юлия Кубина). Их разделяет качель – пожалуй, самый значимый символ в спектакле. Когда герои становятся на неё, и будь то спор или монолог – их отношение к миру изменяется. Качель-постель, в которую Гитель так отчаянно отказывается пускать Джерри; мост, глядя на который Джерри испытывает боль и чувство утраты; скамья, на которой влюбленные то достигают взаимопонимания, то выходят из равновесия.
А начинается всё, как бы странно ни звучало, с холодильника. Тридцатичетырехлетний адвокат Джерри, который подал на развод с женой из-за того, что всю жизнь терпел подачки от её отца, знакомится с очень своеобразной, «чудной» девушкой Гитель. Начинается их знакомство по телефону, под предлогом Джерри забрать холодильник у Гитель. Так она приглашает его в гости.
Одиночество по телефону
Несмотря на споры между ними, порой остроумные, порой смешные, они влюбляются друг в друга. А дальше начинается: ссоры по пустякам, забота о ближнем, недоговоренность. В этих диалогах, то на качели, то по телефону, и заключается вся драма. Одинокие, несостоявшиеся люди – это все, что их объединяет.
Гитель – добрая, отзывчивая, целеустремленная, оптимистичная, но жалкая девушка, хоть ей и двадцать девять лет, но из-за ярко выраженной инфантильности, женщиной её назвать нельзя. Она отдает всю себя каждому, кто попросит у нее помощи. Джерри видит это и не случайно называет её «жертвой». Сам он запутался: вернуться к супруге или начать новую жизнь с Гитель.
По книге драма завершается их разговором по телефону, где он впервые признается Гитель в любви, но возвращается всё же к жене. Телефон здесь выступает в роли моста, соединяющего их судьбы.
А вот в спектакле Надежды Мазановой Джерри буквально врывается в комнату Гитель, уверенно заявляет, что любит её, и они сливаются в поцелуе. Все это сопровождается тревожащей душу музыкой. А затем раздаются восторженные аплодисменты.
Из игры в реальность
Каждого персонажа любовь чему-то научила. Гитель «повзрослела», стала уважать себя, а Джерри понял, что его жизнь зависит только от него. Кстати, не знай я, что актёры в жизни муж и жена, я бы всё равно поверила в любовь Гитель и Джерри – настолько эмоционально и жизненно выглядела их история на сцене, на качелях.