Тула, 11 июля, АиФ-Тула. Говорят, чтобы хорошо узнать человека, нужно увидеть его в привычной для него среде. Поэтому интервью с режиссёром и каскадёром Николаем Губенковым мы провели прямо на съёмочной площадке его нового фильма «Аннунак».
Счастье в каскадёрстве?
«АиФ в Туле»: - Николай, вы не сразу начали работать в кино. С чего всё пошло?
Николай Губенков |
Н. Г. : - Изначально я не имел никакого отношения к кинематографу. Учился в Тульском областном медицинском училище по специальности «фельдшер», но поработать на ниве отечественной медицины так и не довелось - сразу после окончания учёбы решил попробовать себя в бизнесе. Дело, которым я занялся, оказалось прибыльным, и к 25 годам у меня было всё, о чём мечтал любой молодой человек того времени - машина, деньги и прочие «блага цивилизации». Но через несколько лет я понял: счастье, оказывается, отнюдь не в деньгах и не в крутых машинах. И стал искать для себя настоящее дело - такое, которому не жалко отдать всю свою жизнь.
«АиФ в Туле»: - И этим делом стало каскадёрство?
Досье | |
---|---|
Николай Владимирович Губенков - каскадёр, актёр, режиссёр, писатель. Родился 25 мая 1971 года в посёлке Александро-Невский Рязанской области. В Туле живёт с 5 лет. Окончил Тульское медицинское училище по специальности «фельдшер». Снимается в кино с 1998 года, сыграл более 70 ролей в качестве каскадёра и актёра второго плана. С 2001 года - директор тульской «Лаборатории КиноТрюка». |
Н. Г. : - Не сразу. Не было такого, чтобы раз - и ты каскадёр. Была группа людей, увлечённых историей, исторической реконструкцией и боевыми искусствами. Поначалу это был такой своеобразный военно-исторический клуб. Интересовались историей, попробовали поставить батальную сцену - получилось. Потом, когда мы уже наработали какой-то опыт, стали искать сферу, где можно применить эти навыки и одновременно реализовать себя. Первые шаги в направлении кино были сделаны на фестивалях молодых каскадёров.
Мы активно принимали участие в номинации «Видеоклип». Задачей было - снять динамичный сюжет, насыщенный трюками, показать своё актёрское мастерство и трюковую работу. Сроки ограниченные - три дня. Мы практически всегда занимали первые места. Команда сложилась серьёзная, сильная, но в то же время никто из ребят не гнался за славой или деньгами - всё делалось на энтузиазме. И называлась наша команда «Дружина Крепость».
«АиФ в Туле»: - Работали вы увлечённо, как говорится, не считаясь с потерями?
Н. Г. : - Так и было. На съёмочных площадках и на тренировках пропадали сутками. Что же касается самого процесса создания трюка - нет. На экране всё выглядит легко и непринуждённо, но на самом деле
это не так. Любой, даже самый простенький трюк - это прежде всего тренировки и опыт. Тренировки, привыкание к своим партнёрам и постоянная работа над собой. Без труда не вытащишь рыбку из пруда - это про каскадёров. Никакой трюк не делается с наскока. Всё продумывается, просчитывается и прорисовывается буквально по секундам.
Такие разные драки
«АиФ в Туле»: - Сколько нужно времени, чтобы подготовить хороший, зрелищный трюк - например, драку?
Н. Г. : - Драки тоже бывают разные, а в кино - особенно. Можно снять спарринг «один на один», а можно устроить настоящую мясорубку «стенка на стенку». На подготовку одного трюка может уйти час или два, а можно композицию драки выстраивать и целую неделю. Всё зависит от уровня подготовки каскадёров и от поставленной режиссёром задачи. В более сложных трюках - скажем, при съёмке погони или при работе с пиротехникой - всё отрабатывается по нескольку раз. Такие предосторожности нужны для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность каскадёру, сидящему за рулём. Кстати, вопреки сложившемуся стереотипу универсальных каскадёров не бывает. Каждый хорош в чём-то своём. Если мы снимаем драку - значит, приглашаем людей, профессионально занимающихся боевыми искусствами, если снимаем сцену погони - за руль садится профессиональный водитель. Трюки - удел профессионалов, и с этим приходится считаться.
«АиФ в Туле»: - Вам приходилось работать на одной площадке с известными актёрами?
Н. Г. : - Да. В прошлом году дублировал актрису Евгению Добровольскую в сериале «Повороты судьбы». По ходу сюжета её героиня должна была переворачиваться в машине. В эту машину засунули меня. (Улыбается.) Работали с Владиславом Галкиным в его последнем фильме «Любовь на сене». Влад буквально рвался в бой, очень старался показать себя. Приходилось его немного сдерживать. К сожалению, многие актёры на советы каскадёров не обращают никакого внимания - начинают вредничать: «Подумаешь, ерунда какая, я и сам это сделаю!». Так делать категорически нельзя. Но Влад работал чётко и делал всё так, как показывал технический дублёр. Технический дублёр - это живая модель актёра. Он показывает каждое движение будущего трюка, чтобы актёр видел себя со стороны. Очень понравилось работать с Андреем Смоляковым на съёмках картины «Марсианин». Он человек ответственный, к своей работе подходит очень серьёзно. Мы провели несколько репетиций, отработали необходимые движения, и всё прошло как по нотам.
«АиФ в Туле»: - Помимо постановки трюков вы снимаетесь в кино в качестве актёра. Кого приходилось играть?
Н. Г. : - Моё амплуа - люди, которых психологи и социологи называют асоциальными элементами, - бандиты, киллеры, «братки». Приходилось играть полицейских, охранников, чекистов, агентов ЦРУ, омоновцев. Однажды был даже учителем физкультуры. Я появляюсь в основном в эпизодах, но есть и роли второго плана - например, в сериале «Дикий-2» я сыграл майора Тенникова, периодически появляющегося на протяжении всего сериала.
Поймать волну
«АиФ в Туле»: - Искусство, как известно, требует жертв. На какие жертвы вам приходилось идти во время съёмок?
Н. Г. : - Каких-то особых перевоплощений не было - всё сводилось к переодеванию и нанесению несложного грима. Приходилось несколько раз сбривать и заново отращивать волосы, перекрашиваться в рыжий цвет, носить парики. Зато моему коллеге и другу Олегу Данилевскому на съёмках фильма «Вий» пришлось выдержать настоящую проверку на прочность. Он играл какое-то непонятное, страшное чудовище и проводил в кресле гримёра по нескольку часов в день.
«АиФ в Туле»: - Каскадёр и актёр - профессии травматичные. Сколько травм на вашем счету?
Н. Г. : - Было всё - ожоги, переломы, порезы, ушибы. Но, слава богу, все эти травмы были не очень серьёзными - ведь каждый каскадёр должен уметь правильно падать, прыгать, бегать, чтобы свести риск серьёзной травмы к минимуму. Кстати, на съёмочной площадке мне пригодилось и моё медицинское образование - я накладывал повязки, делал уколы, оказывал психологическую помощь - настраивал каскадёров на нужную «волну».
Древний Египет в XXI веке
«АиФ в Туле»: - Помимо актёрской деятельности вы ещё и пишете. Расскажите о вашем литературном опыте.
Н. Г. : - Литературу я любил всегда, а впервые писать рассказы попробовал ещё в детстве. Повзрослев, к своему писательскому опыту всегда относился с юмором и не строил никаких иллюзий на этот счёт. Но в жизни каждого человека однажды наступает момент, когда он хочет написать книгу. Высказаться, донести до людей какие-то свои идеи и мысли. И вот в один прекрасный день, три года назад, такой момент наступил. Я прервал все контакты, «ушёл в подполье» - заперся в комнате и целиком посвятил себя работе. Когда у тебя есть идея, которую ты хочешь воплотить в жизнь, ты должен полностью сконцентрироваться на ней. Если ты будешь постоянно отвлекаться на какие-то посторонние вещи, ничего хорошего не выйдет. И вот за три года мне удалось написать трилогию
- фантастический триллер «Аннунак», что в переводе с древнешумерского означает «Сошедший с небес».
«АиФ в Туле»: - О чём ваш роман?
Н. Г. : - Древние египтяне считали, что у каждого человека есть двойник или даже несколько двойников. Они существуют параллельно с нами, независимо от нас, и мы можем даже не подозревать об их существовании. Задача двойника - всячески помогать и оберегать своего хозяина. Я перенёс эту легенду в современные реалии. Главный герой романа - секретный агент, у которого несколько таких двойников в разных воплощениях. Всю интригу романа раскрывать не хочется, скажу только, что произведение получилось необычным, непредсказуемым и увлекательным.
«АиФ в Туле»: - Недавно вы приступили к экранизации «Аннунака». Это будет коммерческое кино?
Н. Г. : - Мне стало интересно, как это будет выглядеть на экране, и я взялся за этот проект. Я тут и режиссёр, и актёр, и сценарист, и продюсер - всё в одном лице. Фильм некоммерческий - вся команда работает на энтузиазме, ради искусства. 90 процентов актёрского состава - профессиональные каскадёры из Тулы и Москвы, я с ними работаю уже не один год. Мне очень повезло со съёмочной группой - Никита Колядов занимается монтажом и спецэффектами, а Кирилл Фёдоров взял на себя операторскую работу. Команда подобралась отличная, все они - настоящие знатоки своего дела, но самое главное - они очень любят свою работу. Съёмки идут параллельно в нескольких городах - в Москве, Туле, Париже, Берлине. Планируем снять несколько сцен на Кипре.
«АиФ в Туле»: - У вас интересная работа, вы живёте полной жизнью и занимаетесь тем, что вам нравится. У вас
есть какой-то свой секрет?
Н. Г. : - Секрет прост: надо не бояться перемен и всегда верить в себя. Наша жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что тебе не нравится. Поэтому нужно выбрать цель и идти к ней, несмотря ни на что, всегда доводя дело до конца. Нужно верить в себя, верить в своих близких и друзей. Мне повезло - меня всегда поддерживали мои друзья и мои родители. Я знал это, поэтому не обращал внимания на завистников, скептиков и прочих пессимистов. Я не строю никаких иллюзий, не воображаю себя великим актёром и режиссёром - я просто занимаюсь любимым делом. Чего и вам желаю!