Примерное время чтения: 10 минут
1137

Мокрый нос, лапы и хвост: как живётся тем, чья профессия - идти по следу

На первый взгляд просто милые собачки. А в деле - отличные ищейки.
На первый взгляд просто милые собачки. А в деле - отличные ищейки. / Дмитрий БОРИСОВ / АиФ-Тула

7 ноября в областном центре откроется зональный центр кинологической службы тульской полиции. А 10 ноября полицейские отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии двух этих дат мы встретились с руководителем центра - полковником полиции, кинологом Вячеславом Стручковым.

«Собашники»

Вячеслав Стручков. Фото: АиФ-Тула / Дмитрий БОРИСОВ

- Было бы желание, а возможности найдутся всегда, - озвучивает очевидное полковник. - Вон, заместитель мой, Надежда Михайловна. Окончила педагогический лет десять назад. Поработала в школе учителем начальных классов. После этого осознала, что просто ну очень любит собак. Пришла к нам: «Люблю, говорит, их. Работать у вас хочу, научите». Ну хочешь - давай работай. «Дайте, - говорит, - мне лабрадора». Мы б с радостью, да такой породы у нас тогда не было. Так она сама поехала в Москву, купила там эту собаку на свои деньги. И сейчас Надежда Михайловна - специалист высочайшего профиля. Фанат своего дела. Да у нас почти половина сотрудников - такие же собачники. Да и я собачник тот ещё. С тридцатилетним стажем.

Вячеслав Васильевич произносит это слово вкусно - «собашник». Говорит, что когда ещё учился в школе, его отец купил ему овчарку Байкала. Тогда Стручков и понял, чем будет заниматься в жизни.

В армии Вячеслав Васильевич служил в погранвойсках, тоже вместе с собакой. А через два года, отдав долг Родине, пришёл работать в милицию кинологом. Начинал с младшего инспектора, дослужился до начальника кинологической службы. Людей в его подчинении сейчас 30, зверей - 50, и самых разных пород. Лабрадоры, немецкие и бельгийские овчарки, спаниели. И это только в тульском центре гавкающих сотрудников такое количество. Всего же в области их под две сотни. Численный состав полицейских-«собашников» увеличился после взрывов в Домодедове. В рамках мер, призванных увеличить общую безопасность. Собачий нюх работает многим лучше почти любого миноискателя.

Людей в подчинении кинолога Стручкова сейчас 30, зверей - 50, и самых разных пород. Фото: АиФ-Тула / Дмитрий БОРИСОВ

Воспитание не в породе

Вообще, собаки самых разнообразных пород, если у них всё в порядке с обонянием, могут отыскать и взрывчатку, и наркотики, и найти преступника по следу. Разделение по направлениям деятельности происходит уже по другим признакам. Например, добродушного лабрадора на задержание не отправишь, а вот на поиск запрещённых веществ - вполне. Но собачья злоба тоже должна иметь меру. От псов требуется уравновешенность и правильная обученность.

Фото: АиФ-Тула / Дмитрий БОРИСОВ

Обнаружив преступника, собака должна задержать его, лаем оповещая о том, что бандит пойман. Если он будет хорошо себя вести, то лаем собачье участие и ограничится. Разумеется, до тех пор, пока на запястьях правонарушителя не щёлкнут наручники. Если же до этого момента он попытается сбежать или оказать какое-то сопротивление, то тут в ход могут пойти и собачьи зубы.

- На самом деле даже простая дворняга может работать в кинологической службе. Способности у неё бывают не хуже, а иногда даже и лучше, чем у породистой. Просто, сами понимаете, если полицейский выйдет на работу с дворнягой… Ну это как-то несолидно, что ли, - улыбается полковник.

Он вообще хохмит довольно много. Возле его глаз - характерные сеточки морщин, какие бывают у тех людей, кто часто смеётся. «Если твоя работа приносит тебе удовольствие и радость - считай, что тебе повезло». В кабинете полковника - кубки, дипломы и кинологическая литература. И даже портрет Путина над рабочим столом не обычный, а тот, на котором президент выгуливает своего пса.

Собачья субординация

Мы идём в центр.

- Как собаки отреагируют на постороннего человека? - беспокоюсь я за собственную безопасность.

- Да как-как? Набросятся, конечно. Сразу же, - выдерживает ноту сарказма Стручков.

На улице по-настоящему собачий холод, лютый ветер пронизывает насквозь, только что закончился дождь. Собаки самых различных пород сидят в огороженных друг от друга зарешёченных помещениях, реагируют на незнакомца по-разному. Кто-то нарезает круги по вольеру, всё равно что рысь в зоопарке, кто-то смотрит спокойно, кто-то со страхом. В другой ситуации показавшийся бы милашкой вислоухий карамельного цвета спаниель рычит громче всех, ощерив мелкие зубы и яростно тряся верхними брылями. В жизни не видел спаниеля злобнее.

Собаки - не очень «мерзлявые» существа, октябрьский холод для них не так уж и страшен. Сильно мёрзнет только голодная и морально сломленная собака. Но таких в центре нет. А на случай морозов в собачьей вольере есть ещё и вторая «комната», зимняя. Она закрыта, в ней скапливается тёплый воздух, на полу постелено сено.

Дворнягам путь в ищейки не заказан. Фото: АиФ-Тула / Дмитрий БОРИСОВ

Полковник открывает решётчатую дверь, чёрная мохнатая псина радостно крутится вокруг его ног, но в объятия кинуться даже не пытается. Предполагаем, что боится запачкать идеально чистые форменные полицейские брюки с лампасами. Серьёзная, служивая псина. Соблюдает субординацию.

Дождь следу не смывает

- Каким именно образом собака ищет преступника по следу? - возвращаемся мы в тёплое помещение, располагающее к теоретическим рассуждениям.

- У пса нюх (как, впрочем, и слух), ну наверное, не меньше чем в тысячу раз острее, чем у человека, - отвечает маститый кинолог. - Собака слышит отчётливо, например, как лист с дерева падает. А из запахов у неё вообще, можно сказать, складывается целый мир, который для нас скрыт.

От каждого человека остаётся как бы шлейф его запаха, у каждого он индивидуален. Собаке дают занюхать какую-то вещь преступника, на этот индивидуальный запах она и ориентируется. Есть собаки, способные разыскать человека по этому шлейфу через 10-15 часов, есть те, кто и через сутки может это сделать. Тут ещё многое зависит от погоды. Если сильный ветер, то шлейф никуда не девается, как вы могли бы подумать. Просто он становится шире, его как бы разносит в стороны. И когда говорят, что дождь смывает все следы, то это вообще неправда. Вода, наоборот, прибивает молекулы к земле, это для собаки-ищейки ещё удобнее.

Полковник рассказывает случай. Как-то украли лошадей из Центрального парка, по следу группа кинологов шла долго, километров двадцать. Дошли аж до Косой Горы. Сотовых телефонов тогда не было, и коллеги Стручкова решили, что если они не выходят на связь, то явно что-то случилось. Отправилась другая группа следом, искать уже кинологов. Нашли. Те задержали цыган-конокрадов и уже вели их обратно.

Фото: АиФ-Тула / Дмитрий БОРИСОВ

Был и страшный случай. В 1982 году Стручков вместе со своим служивым псом задержал опасного преступника. В одном совхозе стоянку тракторов и спецтехники охраняла бабуля. Пришёл подонок, надругался над ней, погрузил в машину и хотел отвезти в лес, чтоб погубить окончательно. Несчастной удалось сбежать. Резонанс был огромный. Искать преступника кинулись сразу же. И нашёл Стручков, идя по следу со своим псом. Преступник, после всего произошедшего, преспокойно спал в лесу.

- Зачем он это сделал? Он болен?

- Понятия не имею, - впервые за всё время разговора Стручков мрачнеет. - Да меня это и не касается. Кинологи же не отслеживают дальнейшую судьбу задержанных. Тем более что они вовсе не обязаны разбираться в том, зачем преступник совершает то, что совершает.

Пёс в мешке

Вячеслав Васильевич говорит, что когда-то кинологи закупали собак у простых граждан. Порода, повторимся, тут не так важна. Главное - чтобы у пса срабатывал инстинкт на поиск. «Если же его мама всю жизнь жила в квартире, папа сидел на цепи и дедушка из деревни только и делал, что из своей будки на проходящих мимо дачников гавкал, с таким инстинктом, как правило, бывает не очень». Поэтому предпочтительнее брать собак с подтверждающей их поисковые свойства документацией. Но и при таком варианте никто не застрахован от «пса в мешке».

- Взяли как-то здоровую овчарку с хорошей родословной, кучей дипломов, - рассказывает кинолог. - Так мы её только на второй день с великим трудом смогли выволочь из вольера. Абсолютно всего боится псина. Как так получилось, где она жила, как с ней обращались, что у неё напрочь разрушена нервная система? Но я считаю, что дурных собак не бывает. Бывает дурной хозяин. А то заведут себе любимца опрометчиво: «Ой, хочу собаку!». А через год она им осточертеет. «Заберите её от меня, она дура!». Думают, видать, что можно себя вести так же, как друг с другом. Но собаки этого не поймут. У них предавать, знаете, как-то не принято.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах