- Когда мы на автобусе пересекли границу, в Ростове стояли. Никто нас принимать не хотел, - рассказывает в ожидании Павла Астахова четырнадцатилетняя беженка Катя, сидя со своей младшей сестрой на диване в холле приютившего их интерната. - Трое суток там были. Нас сначала, вроде, в Саратов отвезти хотели, потом в Брянск. Кушать было нечего – денег нет. Таксисты булочки нам покупали.
Рядом стоят родители девочек - Лариса и Гена. Семья из Краматорска. Лариса дает наставление рыжеволосой бабушке, показывая на бумажку: «Вот, написано. Когда губернатор приедет, спросите у него, как оформить пенсию? Вас же это прежде всего интересует?». Глуховатая старушка, прищуриваясь, кивает.
А что нам положено?
В холл заходит губернатор Владимир Груздев, знакомится с семьей. С верхних этажей спускаются ещё несколько беженцев.
Вперед выскакивает женщина:
- Дорогие Владимир Сергеевич и Павел Алексеевич! Хотим вас поблагодарить…
- Подождите, Павел Алексеевич позже подъедет, – останавливает Груздев.
А вот и Астахов. Только заходит, достёт телефон и что-то фотографирует.
Та же женщина, активно жестикулируя, завершает свою речь: «…нам здесь очень хорошо! Спасибо вам!» Губернатор и правозащитник просят не забывать о том, что ещё и туляков благодарить надо: «Многие готовы предложить вам разместиться в своих домах. Но пока мы этот ресурс не задействовали».
Всей экспедицией отправляются осматривать светлые и чистые спальни, столовую, медпункт. За руку с Астаховым – маленькая девочка. Она же садится с ним и тульским губернатором за стол. Гости за чайком отвечают на вопросы украинцев.
Астахов замечает, что, прежде всего, прибывшим нужно определиться: какой статус они хотят иметь в России и намерены ли получать российское гражданство.
- А если я получу, а у меня ещё семья, дети. Им тоже можно оформить? – спрашивает женщина.
- А я пенсионерка, – говорит другая, – у меня дочь на коляске, инвалид, а мальчику – 12. Муж в ополченцах. При всём желании работать не можем. Нам выплаты положены?
- После оформления статуса, все выплаты будут осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, - объясняет Астахов.
Губернатор просит правозащитника о содействии в скорейшем получении гражданства для прибывших их юго-восточных регионов Украины. В Туле уже размещено около 500 беженцев, в области – около 1800, всего же регион готов принять порядка 5000 человек.
Звучит тема образования. Говорят о возможности создания временного детского сада прямо на месте размещения людей, о перспективах получения жилья и материальной помощи. Груздев заверяет, что украинским гражданам будет оказана вся необходимая помощь.
Среди прибывших есть квалифицированные специалисты: врачи, учителя. Область готова предоставить им рабочие места.
- А если я вернуться хочу? Мне придётся за свой счёт до дома добираться? Сам-то я доехать смогу, но всю семью не увезу, – выступает вперёд мужчина.
- Об этом говорить рано. Но мы никого не оставим в беде, – заверяет омбудсмен.
Для тех, кто не успел задать вопросы или не совсем понял организационные тонкости, губернатор обещает предоставить всю информацию о льготах, пособиях, субсидиях.
Уже на выходе сотрудницы интерната говорят: «Нашим постояльцам ещё вчера информацию о рабочих вакансиях выдали. Ни один не подошёл. Даже не чешутся».
После окончания встречи украинки с детьми отправились в цирк, а Павел Астахов – в семью Саргановых.
43 ребёнка в одной семье
Наталья Васильевна Сарганова показывает Павлу Алексеевичу дом.
- Наша семья создавалась в течении 33 лет, - рассказывает она. - Когда мне было 23, я ни о чём не задумывалась. Единственная мысль, которая была – если есть ребенок, значит должны быть родители.
Мы прошли все формы устройства детей в семью: усыновление, опека, патронаж, детский дом семейного типа, приёмная семья. Всего у меня 43 ребенка. Из них 41 приёмные. 30 из них – уже взрослые, непосредственно мне переданные, 5 – тоже взрослые, тоже мои, но сбежавшие из интернатов и, впоследствии, тоже ставшие членами нашей семьи. И несовершеннолетних на сегодняшний день - 10. Ни одного ребенка я не забирала из детдома, всё получалось как-то само собой.
Первого просто подкинули на порог. В 11 часов вечера муж открыл дверь, позвал меня, смотрю, а там сверточек в тряпочках. Пока ждали скорую, милицию, решили оставить.
Обращались к нам из органов опеки. Один раз обратились из детского дома. Девочке нужна была помощь. У неё не было лица: «волчья пасть», «заячья губа». Ребёнку 6 лет. А он даже разговаривать не может. Сейчас ей 21, она до сих пор с нами, но уже самостоятельно ездит в Москву на лечение, где ей делают костную пластику. И уже говорит.
Операции финансирует государство, мы оплачиваем только некоторые процедуры.
Здесь внуков даже не считают!
- Недавно мне вручили орден великомученицы Екатерины, третий орден в России, - улыбается многодетная мама. - Когда я получила этот орден, журналисты спросили: «А сколько у вас внуков?». А я даже и не считаю их! Сколько есть – все мои! Живём и живём. У нас же обычная семья, просто большая. Для кого-то это невероятно, а для меня это привычно. В семье все должны быть родными и любимыми, и неважно, сколько в ней человек.
Есть и конфликты, конечно, мы все живые, все с характерами. И в школу, бывало, вызывали. Тем более, все дети со сложной судьбой.
Мои и приёмные, и родные дочери и сыновья – многодетные родители. И так же усыновляют детей. В этом году у нас три свадьбы и три ребёночка ждём.. Семья пополнится! На сегодняшний день у нас 17 семейных пар, все венчаны. Ни одного развода! Самому старшему ребёнку 45 лет. Большинство детей живут, конечно, в Туле. Одна дочка - в Италии, сын – в Германии. Ещё одна дочь уехала в Алексин.
Хотелось бы, чтобы труд многодетных родителей вознаграждался. Пусть хотя бы с момента появления седьмого ребёнка. Чтобы мамочки могли как следует заниматься детьми, а то получается, что и дети без присмотра, и с работой не получается. Да и работодатели не жалуют многодетных матерей. Хотелось бы, чтобы с многодетными мамами заключались не правовые, а трудовые договоры, чтобы был стаж.
Я к вам ещё вернусь
Омбудсмен осматривает все комнаты, фотографирует обстановку, снимается вместе с семьёй. Заинтересовало Астахова и строительство второго коттеджа рядом с домом Саргановых. Наталья Васильевна рассказывает, что этот коттедж строится для четырёх её дочерей, ставших мамами.
«Всем довольны?» – спрашивает детей Астахов. «Всееем!».
Он извиняется за короткий визит и обещает приехать ещё. Семья дружно кричит ему: «До свидания!»