Тулячка Мария Щербакова уже два года на пенсии. Живёт в обычной панельной девятиэтажке и мечтает сделать в квартире ремонт, на который вечно не хватает то времени, то средств.
Так и жизнь прошла
- На пенсию я вышла два года назад, - рассказывает Мария Дмитриевна. - До этого работала отделочником железобетонных изделий на Тульском ЗКД (завод крупных деталей). Потом на производстве сложилась достаточно сложная ситуация. Зарплату задерживали или платили нерегулярно, здоровье стало «спадать». Работать по восемь часов в холодном цеху уже была не под силу, да и детей надо поднимать. В общем, ушла на более «спокойную» работу. Стала продавцом. Так и жизнь прошла…
Теперь я на пенсии, но продолжаю трудиться. Работа нравится, да и привыкла: не так-то легко расстаться с «насиженным гнездом». Зарплата небольшая, но, учитывая трудовую пенсию, - около десяти тысяч рублей, на жизнь хватает.
Времени совсем нет
Выходные Мария Дмитриевна старается проводить как можно продуктивнее: сидеть дома с вязанием или лежать на диване с газетой - не для неё.
- В выходные обычно занимаюсь всякими хозяйственными делами - постирать, погладить, обед приготовить. Время уходит, но от этого никуда не деться. Если есть дом, в нём должна быть хозяйка. Вот и хозяйничаю.
Раз в неделю выбираюсь в магазин - закупаться предпочитаю сразу, как говорится, «за один заход» - чтобы не было соблазна лишний раз зайти в супермаркет и оставить там деньги. В среднем один поход в магазин обходится примерно в полторы тысячи рублей. За месяц «проедается» около пяти тысяч. При этом ничего экзотического не покупаю. Обычный «пенсионерский набор»: молоко, хлеб, сметана, творог, сыр, полкило «докторской», замороженные котлеты, крупы и овощи - вот мой недельный рацион. Иногда позволяю себе свинину или говядину. Четыре тысячи - «коммуналка», Интернет, телефон и мобильная связь. И от пенсии остаются какие-то крохи. Приходится рассчитывать исключительно на зарплату. Ну и дети помогают чем могут.
На вопрос о хобби и свободном времени наша героиня пожимает плечами:
- Какого-то определённого увлечения у меня нет, а заниматься чем-то серьёзным, чтобы просто «убить время», я не хочу - любое дело нужно делать хорошо, а не от случая к случаю. Да и не так уж много у меня свободного времени. Если выдаётся свободный вечерок, пересматриваю старое доброе советское кино или осваиваю компьютер. Нужно идти в ногу со временем. Очень люблю театр, но уже успела забыть, когда в последний раз там была: то постановка меня не интересует, то компании подходящей не найдётся, то хорошо известная всем женщинам проблема под названием «нечего надеть» срывает мои планы. Иногда с сыном ходим в кино - но современные блокбастеры рассчитаны в основном на молодёжь, я отношусь к ним равнодушно, поэтому «киноманкой» меня назвать трудно.
А знаете, чего больше хочу? Посмотреть, какими станут мои внуки, а если удастся - то и правнуков понянчить. Всю жизнь мечтаю съездить на Байкал, окунуться в чистейшую воду, походить по прибрежной тайге. Надеюсь, рано или поздно моя мечта осуществится.
Кстати
- С 1 апреля ожидается увеличение трудовых пенсий с учётом индекса роста доходов ПФР в расчёте на одного пенсионера за 2013 год и индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
- Ежемесячные денежные выплаты с 1 апреля будут проиндексированы на 5 процентов.
- В августе произойдёт перерасчёт трудовых пенсий работающих пенсионеров.
- В течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения россиян будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии вкупе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему установят социальную доплату.
- Средний американец или англичанин, выходя на пенсию, как правило, имеет на своем пенсионном счёте в среднем от $100 до $500 тыс. Это позволяет западным пенсионерам полностью обеспечивать свою старость и путешествовать по миру. Но они сами заботятся о своих пенсиях, инвестируя деньги в акции и бонды, увеличивая суммы на счетах за счёт различных пенсионных программ.
Васька-Чапай
Тихая улица посёлка Ленинского. Старенький покосившийся забор. Окна с резными наличниками. Маленький домик хочется назвать, скорее, сказочной избушкой - выглядит он трогательно и уютно.
Радею помаленьку
У калитки стоит его хозяин - 77-летний пенсионер Василий Иванович Смирнов. Одет просто: старая, ещё советского образца телогрейка, сапоги-«дутики», защитный комбинезон и застиранная шапка с надписью «Лыжня 82». Из-под комбинезона выглядывает воротник тёмно-синей тельняшки - напоминание о флотском прошлом.
- Жизнь у меня была пёстрая, как лоскутное одеяло, - пускается в воспоминания Василий Иванович. - Детство провёл у бабки в Белоруссии. Там меня застала война. Нас, ребятишек, отправляли в лес, к партизанам, пока немцы хозяйничали поблизости.
Потом я окончил рабочую школу, пошёл на завод учеником столяра. Отработал два года, призвали в армию, служил во внутренних войсках, в роте охраны. Входил в конный патруль. Называли меня тогда Васька-Чапай - в честь тёзки, Василия Ивановича Чапаева. После демобилизации работал на торговом флоте матросом. Побывал в 15 странах, на трёх континентах. Потом вернулся, отучился на водителя, работал в колхозе шофёром. За баранкой 30 лет просидел. Теперь вот на пенсии. Радею помаленьку.
Это я сам горбатился
«Радеет» пенсионер в маленьком неприметном домике. Несмотря на то что этому жилью уже больше полувека, оно всё ещё стойко держится. Кое-где заметны следы ремонта по принципу «дёшево и сердито». В щелях забит утеплитель и белеет штукатурка. На крыше следы свежей починки.
- Это я сам прошлым летом горбатился, - поясняет дедушка. - Купил рулон рубероида, пакет гвоздей - и вперёд. Дети уже давно не навещают - сын в Мурманске живёт, дочка в Петербурге, жену похоронил 20 лет назад. Дети звонят иногда, телеграммы присылают. Иногда деньгами помогают. Не забывают, и то ладно.
Обстановка единственной комнаты в доме незатейливая - на полу вытертые паласы, тумбочка, пружинная кровать, шкаф с книгами. Особняком стоит «морская» литература: «Основы морского судовождения», «Пособие по навигации», русско-испанский разговорник. Рядом небольшой холодильник и продуктовый шкафчик.
Рацион у Василия Ивановича небогатый - пачка сухих макарон, две банки рыбных консервов, майонез, упаковка замороженной овощной смеси и охлаждённая курица.
- К такой еде я привык, - улыбается пенсионер. - Пенсия у меня не очень большая - 12 тысяч. Из них половина уходит на лекарства - здоровье уже не то, что в молодые годы, приходится терпеть. Да и дом много денег отнимает - с каждой пенсии по тысяче откладываю «на непредвиденные нужды». Вот и остаётся пять тысяч. Полторы из них «съедают» коммунальные услуги и телефон. Ещё пятьсот уходит на курево. Со времён работы на торговом флоте пристрастился к «Беломору», и до сих пор курю как паровоз.
Так ничего и не заработал
Свободное время Василий Иванович, по его признанию, посвящает чтению и просмотру телевизионных программ. Иногда захаживает в гости к соседу Виктору Данилову. Два пенсионера любят сыграть партию-другую в шашки.
- Мне жаловаться не на что и винить некого, - рассуждает наш герой. - Кто знает, может, и могла жизнь сложиться по-другому. Учиться надо было идти, а я, видите ли, деньги пошёл зарабатывать. Да так ничего и не заработал. А там, в городе, может, и в люди пробился бы. Но что теперь об этом говорить - жизнь прошла, дело за малым… Я уже не живу, а доживаю.
Читайте нас в твиттере @aiftula