Примерное время чтения: 5 минут
208

Пять дум вместо одной?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ-Тула" 15/01/2014
Дмитрий МУЛЫГИН / АиФ-Тула

О том, что Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» работает плохо, не писал и не говорил только ленивый. На неэффективность муниципалитетов в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным 8 ноября жаловались сами… руководители городов, районов и сельских поселений – участники Всероссийского съезда муниципальных образований. Мол, денег нет, а полномочий всё больше, надзорные органы и суды выносят предписания, постановления, а как их выполнить – непонятно.

Тогда впервые глава государства заявил, что следует, конечно, закрепить чёткую ответственность, насколько это возможно, за каждым уровнем власти и установить долгосрочные правила игры (которые пока всё время меняются), провести дополнительную инвентаризацию всех типов муниципалитетов и подготовить предложения о внесении необходимых изменений в законодательство. В том числе нужно уйти от размытых формулировок, конкретизировать понятия и направления полномочий, чётко развести их между разными типами муниципальных образований.

Путин обратился к муниципальным объединениям, с тем, чтобы они сами в диалоге с руководителями регионов предложили решения, и вместе с правительством РФ, и с Государственной думой выработали чёткую систему.

Подобие Совета Федерации

Однако, кое-какие контуры будущей реформы всё же прорисовались. Так, изменения должны коснуться, прежде всего, муниципалитетов второго уровня, то есть муниципальных районов и городских округов. Что касается последних, то в нашем регионе, напомним, это Тула, Новомосковск, Донской, Славный и Новогуровский. Предполагается, что на этом уровне будут внедрены элементы государственного управления, ибо местное самоуправление легче реализовать всё же на меньших по площади и численности населения территориальных единицах.

Например, в административных центрах субъектов Федерации, таких, как Тула, с делением на внутригородские районы, может быть предложено опустить муниципальный уровень управления как раз на районы с выборными представительными органами. Возможно там появятся полноценные главы районов, сегодня имеющие статус всего лишь начальников территориальных управлений в ранге заместителей главы администрации города. Городскую думу при этом совсем не упразднят, но могут сформировать по представительскому принципу, как это уже делается в районах области через делегирование глав и части депутатов из поселенческих собраний в районное.

В районах без изменений

Правда, не совсем понятно, как быть с такими городскими округами, как Новомосковск и Донской. Микрорайоны, в которые были превращены бывшие посёлки и деревни, там есть, но внутри самих городов никогда не было никаких подразделений местных администраций. А Славный и Новогуровский – так это вообще небольшие посёлки. Когда принимался соответствующий областной закон, некоторых депутатов обуревали сомнения: а нужно ли наделять такие небольшие муниципалитеты статусом городских округов? Не исключено, что в ходе очередной реформы их придётся делать поселениями в составе Арсеньевского и Алексинского районов соответственно.

Что же касается 22-х муниципальных районов области, то там вряд ли что-то серьёзно изменится, ибо собрания представителей в них и так формируются путём делегирования глав и депутатов поселений.

Мэров выберут, но кто?

Известно, что по линии губернатор – мэр областного центра часто возникают конфликты. Посему руководителей исполнительно-распорядительных органов городских округов и муниципальных районов, видимо, будут назначать главы регионов. Президент заявил: «Мэров, конечно, только выбирать». И напомнил, что Россия является участником Европейской хартии местного самоуправления, которая, в частности, подразумевает наличие выборных глав муниципалитетов и представительных органов.

Но противоречия здесь нет. Да, население Тульской области отстранено от права самим выбирать глав муниципальных образований или местных администраций. Но, во-первых, не всегда это одно и то же; во-вторых в хартии не оговаривается способ избрания руководителя муниципалитета. Например, в той же Германии широко распространена схема «слабый мэр – сильный совет», то есть избрание бургомистра депутатами из своего состава. В Тульской области эта «немецкая» система работает с 2005 года. Глава МО избирается депутатами, а глава администрации назначается ими же по результатам «конкурса». Последнее слово мы взяли в кавычки, ибо в этом вопросе оно, последнее слово, де факто всегда остаётся за губернатором.

Теперь эту схему предлагается узаконить де юре, раз глава региона и так фактически назначает руководителей муниципальных администраций. Так что, жители области нововведений могут и не заметить, не считая, конечно, обитателей губернской столицы, которым впервые с 1990 года, возможно доверят избрать районные представительные органы.

Избиркомцам и думцам виднее?

Кстати, по поводу выборов. По нашей информации, прокуратура не оценила порыв облизбиркома и облдумы, вознамерившихся установить для избрания местных собраний лишь одну избирательную систему – мажоритарную.

«Око государево» поправляет законодателей: вы должны оставить муниципалитетом право выбирать между разными видами избирательных систем. На сей счёт даже постановление Конституционного суда есть. Напомним, в первом чтении поправки, возмутившие прокуратуру, уже приняты, да и ко второму чтению профильный думский комитет рекомендует коллегам ничего принципиально не менять, то есть, перешагнуть через решение КС РФ. Впрочем, в виду предстоящих перемен, инициированных с самого верха, законодательное собрание региона может и повременить с очередными «революционными» изменениями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах