14 сентября 2014 года в Тульской области состоятся выборы регионального законодательного собрания и представительных органов ряда муниципальных образований. В Алексине, Щёкине и Ясногорске предполагалось по десять депутатов избирать по партспискам - так же как 8 сентября 2013 года выбирали местные собрания в Венёве, Кимовске, Киреевске, Новомосковске, Плавске и Суворове. Причем для Суворова это была вторая схема выборов за последние полтора года: 3 июня 2012 года там уже выбирали депутатов - только по одномандатным округам, потом зачем-то распустили, чтобы выбрать снова, но уже по смешанной системе: 10 - от партий, 5 - по округам.
В Алексине, Щёкине и Ясногорске не будет никаких списков. Там, похоже, предусмотрены только одно- или многомандатные округа. Во всяком случае, это вытекает из нового закона, уточняющего виды избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах в Тульской области. Так вот, пропорциональную составляющую, которая позволяла каждой из парламентских партий почти наверняка проводить в местные собрания одного-двух, реже трех депутатов, отменяют полностью. То есть областная исполнительная власть, действующая в том числе и через суперлояльный облизбирком, сама же завернула нововведения, ею же совсем недавно инициированные.
Остается два варианта проведения муниципальных выборов: либо одномандатные округа, причем впервые с перспективой второго тура, если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, или многомандатные, которые до сих пор применялись только на выборах в небольших городских и сельских поселениях.
Чья выгода?
Древние вопрошали: кому выгодно? А выгодно власти, конечно, и «Единой России», теряющей популярность среди избирателей. Если бы голосование проводилось только по партспискам, расклад сил в депутатских собраниях всех уровней поменялся бы кардинально. Но в условиях нарастающих протестных настроений власть решила снова поменять правила игры. Почему же мажоритарная система (т.е. округа) так выгодна ей?
Если выборы проходят по пропорциональной системе, мандаты получают как минимум две партии, но чаще - три и больше. А если только одно- или многомандатные округа, то все депутатские кресла могут занять представители одной партии, и такие прецеденты совсем недавно были, например, в не такой уж далёкой Мордовии.
Демократию «нарисуют»
Теперь аналогичная ситуация может повториться и в нашей области. Конечно, глупо думать, что избирателям будут подсовывать лишь набивших оскомину единороссов - совсем необязательно. Где-то в качестве кандидатов-мажоритариев пойдут беспартийные «фронтовики», где-то - лояльные «гражданские активисты» и ряженые «общественники», где-то «позволят» пробиться представителям как бы оппозиционных партий - «Родина», «Пенсионеры» и пр. Для видимости «демократии» всю эту конструкцию слегка разбавят депутатами от коммунистов, «эсеров» и либерал-демократов, но сути это не изменит: депутатские корпуса на местах останутся надежным звеном областной и местной власти.
Правда, возникает вопрос: а как быть с так называемым «муниципальным фильтром», который летом 2015 года придется героически преодолевать кандидатам в губернаторы Тульской области? Даже сейчас, когда в крупных муниципалитетах применялись партсписки, лишь около 70 местных депутатов наберется у КПРФ, и примерно половина от того - у остальных партий вместе взятых, исключая «Единую Россию», конечно. А при новой системе выборов «оппозиция» растеряет своих последних муниципалов. Будет весьма забавно наблюдать, как действующий губернатор сам себе «фильтрует» соперников, а его подчиненные лихорадочно обзванивают города и районы с разнарядкой - кому из кандидатов в губернаторы и сколько подписей нужно дать, чтобы соблюсти «приличия» и совсем уж не превращать выборы главы региона в посмешище. Хотя при подобном развитии событий так оно и будет.
«Ремонт» власти
Кстати, теме местного самоуправления почти в самом начале своего послания уделил внимание президент Владимир Путин. Он заявил о необходимости поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни.
Глава государства признал, что сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Полномочия постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.
Президент призвал посмотреть на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.
Так что нельзя исключать, что после «ремонта» местного самоуправления все ныне выстраиваемые в тиши кабинетов дома правительства области схемы и конструкции вновь окажутся перечеркнуты необходимостью подстраиваться под стремительно меняющееся федеральное законодательство.