Редкая зима в последние годы обходится без разговоров о глобальном потеплении. Молодежь поддерживает пересуды делом: щеголяет без головных уборов, в моде пальто и пуховики нараспашку. Недавний тренд – голые щиколотки независимо от силы мороза.
Возможно, эти веяния связаны с тем, что современный человек не так сильно мёрзнет, как наши предки. Мы мало времени проводим на улице зимой, и всегда можем согреться в квартире или машине. Но 100 лет назад жители России такой возможности были лишены и утеплялись основательно. Об этом говорят этнографические исследования учёных Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
Пара лаптей на 10 дней
Кожаную обувь себе могли позволить только зажиточные люди. Одним из демократичных её вариантов были коты – сформированная на колодке свиная или коровья кожа, подбитая подошвой.
Недёшевы были и валенки – для их производства требовалось значительное количество овечьей шерсти. Валяли их на деревянных колодках, придавая сырью необходимую плотность и форму долгими и кропотливыми манипуляциями.
Но большинство наших предков обходилось более простыми, дешёвыми и, увы, недолговечными видами обуви. Самые известные – лапти из лыка. Их носили и мужчины, и женщины, и дети. В зимнем варианте к лаптям приплетали подошву из верёвок. Под них для тепла надевались шерстяные чулки или портянки. Если пребывание на улице планировалось долгое, например, поездка, в лапти дополнительно насыпалась солома.[left_article: 4001326 {title: Статья по теме}]Зимой одни лапти носились не более 10 дней, они истирались и рассыпались. Летом крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей. Поэтому плетение этой обуви шло почти непрерывно. Кстати, туляки чаще покупали готовую обувь у рязанцев, для которых производство лаптей было, как сказали бы сегодня, серьёзной статьей регионального дохода.
Чуть более сложный вариант лаптя – бахилки. Они закрывали не только ступню, но и щиколотку. Выглядели более аккуратно и были более удобны в носке.
Чуни плелись на колодке из конопляных верёвок. При желании их можно было украсить. Под чуни надевались портянки-онучи.
Голова в тепле
100 лет назад тульские мужчины носили зимой преимущественно меховые шапки. Любопытно, что в XVII-XVIII веках они могли быть и валяными из овечьей шерсти, по той же технологии, что и валенки. Одну из таких нашли археологи музея на раскопках в Туле на улице Советской. Головной убор пролежал в земле более сотни лет, но довольно неплохо сохранился.
Женщины надевали полушалки, теплые шерстяные платки. Они были чуть меньше по размеру, чем шаль, но укрывал и голову, и шею, и плечи. Полушалок мог быть нарядным, праздничным — или скромным, повседневным.
Тулупчик на 42 размер
В прохладное время года на рубеже XIX-ХХ веков как мужчины, так и женщины носили верхнюю одежду из сукна и шерстяной ткани домашней выработки. Использовались и теплые фабричные ткани, а одежда шилась с подкладкой.
Распространены были овчинные тулупы. Сегодня такой вид одежды, кожей наружу, мехом внутрь мы называем дубленки. Тулупы носили как мужчины, так и женщины. Снаружи они застегивались на костяные (дешевый вариант) или металлические пуговицы (подороже).
В фондовом собрании музея-заповедника хранится женский вариант овчинного тулупа конца XIX- начала XX. Гендерную принадлежность ученые определили по запаху на левую сторону, а также по размеру и кокетливой отделке. Рукава тулупа узкие, ещё более зауженные к низу. Детали сшиты частично вручную, частично на машинке. Кожа окрашена в оранжевый цвет и декорирована аппликациями из разноцветных полос ткани. По линии талии пришит декоративный пояс. Размер вещи соответствует современным 42-44. Длина — 115 см. Тулуп в русской деревне считался большой ценностью. Его тщательно хранили, передавая по наследству.
Одежда на вате и мелестине
Но тулупы и сукно позволить себе могли далеко не все. Народ победнее носил так называемые поддёвки. По сути это пальто, простеганное ватой. Длина и толщина изделия диктовались не модой, а количеством имеющегося у швеи материала.
Поддёвки назывались в Тульской области «толстовками» - из-за толщины слоя. Были в ходу и фуфайки, телогрейки. Снаружи они были мелестиновыми, то есть из плотной хлопчатобумажной ткани. Внутри их также простегивали ватой. Дополнялись зимние варианты одежды вязаными или сшитыми из овчины варежками.
Но даже самые дешёвые варианты зимней одежды были доступны далеко не всем. Нередко в семье поддевка или шуба, а также обувь была одна на несколько членов семьи. И носили её по очереди.