Примерное время чтения: 10 минут
625

5 лет до векового юбилея. 10 фактов из истории тульского трамвая

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ-Тула" 09/11/2022 Сюжет История и загадки Тульской области
Трамвай КТМ-1 на несуществующем ныне кольце Рогожинский поселок.
Трамвай КТМ-1 на несуществующем ныне кольце Рогожинский поселок. Public Domain

7 ноября тульскому трамваю исполняется 95 лет. До столетнего юбилея осталось всего ничего. В связи с торжественной датой tula.aif.ru подготовил 10 интересных фактов из истории этого вида транспорта.

1. К годовщине

Первый тульский трамвай торжественно пущен 7 ноября 1927 года, к десятой годовщине Октябрьской революции. Красную ленту перерезал председатель горсовета С. И. Степанов, который приложил немало усилий для того, чтобы в Туле наконец появился трамвай. Вожатым первого вагона был тов. Новиков, которому и выпала честь запустить в движение долгожданный тульский трамвай. Улица Коммунаров была заполнена лавиной людей – это было огромное событие в жизни туляков. «Наш первый вагон врезался в колонны встречных демонстрантов и точно плавно плывет между ними», – восторженно описала события газета «Коммунар».

Трамвай КТМ-1 на несуществующем ныне кольце Рогожинский поселок.Разворотный круг Пединститут. 1970-е гг.
Трамвай КТМ-1 на несуществующем ныне кольце Рогожинский поселок.Разворотный круг Пединститут. 1970-е гг. Фото: Public Domain

 

2. Американский образец

Регулярное движение на линии Московский вокзал — Толстовская застава было организовано только через три дня после официального открытия. В первый день на линии работало всего четыре трамвая, потом шесть, и ещё один находился в резерве.

Первые вагоны были американского образца, когда сидения расположены вдоль стен – так остаётся больше места для пассажиров.

Расход электроэнергии в килоуаттах (так тогда было принято писать) на один вагонокилометр тульского трамвая значительно превышал средний расход в целом по Союзу – аж на 34 процента. Объяснялось это тем, что тульский трамвай не пользовался более лёгкими прицепами вагонов. Зато стоимость электроэнергии оказалась на 17 процентов дешевле средней по стране. Впрочем, это был своего рода ОДН – счётчиков потребления электроэнергии ещё не установили, к тому же они были в дефиците, и учёт энергии вёлся приблизительно, на глазок.

За первые три года эксплуатации количество вагонов выросло до 26.

3. Вторая линия

В феврале 1929 года была пущена вторая линия – в Заречье. В 1931 году появился маршрут в поселок им. Кирова. Для этого понадобилось снести стоявшую посреди дороги Троицкую церковь на нынешней Советской улице и построить новый чулковский мост.

Строительство трамвайной линии на Красноармейской ул. 1927 г.
Строительство трамвайной линии на Красноармейской ул. 1927 г. Фото: Public Domain

4. Новое депо

29 декабря 1959 г. на нынешней ул. Кауля было пущено в строй новое трамвайное депо для обслуживания 155 вагонов. Новое депо предназначалось для эксплуатационного обслуживания: чистка и проверка вагонов, заправка смазкой и песком, мелкий ремонт. Помещение имело приточно-вытяжную вентиляцию, котельную, работающую на газовом топливе. Был создан непрерывный запас горячей воды. Все это давало возможность содержать вагоны «в чистом, культурном состоянии». С вводом в строй нового депо значительно улучшались эксплуатация и ремонт вагонного парка.

Старое здание депо, расположенное по Красноармейской улице, передавалось под ремонтные мастерские, для выполнения малого, среднего и капитального ремонта вагонов.

Здание депо на Кауля было закрыто в 2007 году.

В том же 1959 году на Красном Перекопе было оборудовано разворотное трамвайное кольцо. В 1961 году сделали разворотное кольцо у педагогического института на южной окраине города.

Мастерские нового трамвайного депо, открытого в 1959 г.
Мастерские нового трамвайного депо, открытого в 1959 г. Фото: Public Domain

5. Ещё одно направление

В 1963 году у тульского трамвая появилось новое направление. После того, как были сняты рельсы на улице Коммунаров, нынешнем проспекте Ленина, началось движение по улице Фридриха Энгельса, а также через Красный Перекоп из центра города до Зеленстроя.

В 1967 году организовали двухколейную линию по улице Металлургов. До этого момента в направлении Металлокомбината трамвайный поезд шёл по одноколейному пути, только в одну сторону.

Въезд в трамвайное депо со стороны ул. Кауля. 1979 г.
Въезд в трамвайное депо со стороны ул. Кауля. 1979 г. Фото: Public Domain

6. Страшная авария

Долгое время главным городским транспортом в Туле считался трамвай. Вагоны, перевозившие людей на работу, шли переполненными, пассажиры, которым не доставалось места в вагонах, ехали на подножках, и даже на буферах трамвайных вагонов. В результате случилась самая страшная за всю историю тульского транспорта авария.

13 апреля 1972 года трамвай №9, следовавший по маршруту Московский вокзал – Криволучье – Московский вокзал шёл как всегда переполненный. Когда сцепка пошла под уклон в сторону Заречья, отказал электродинамический тормоз. Воздушный и ручной тормоз также не удалось задействовать.

На входе в кривую на пересечении Епифанской и Октябрьской улиц трамвай на большой скорости сошёл с рельсов и под тяжестью центробежной силы и висевших на подножке пассажиров опрокинулся на правую сторону по ходу движения.

В той трамвайной сцепке ехали около 200 пассажиров. Восемь человек погибли на месте, 49 были госпитализированы, из которых четверо скончались в больнице. Среди погибших были четырехлетняя девочка и два восемнадцатилетних парня. Немедленно в больницу скорой помощи были призваны все дежурившие в этот день по городу врачи, и многим они спасли жизнь. Травмы были страшные: множественные переломы ребер, перелом черепа, тяжелая контузия, перелом позвоночника, закрытая травма грудной клетки, обширная рана головы, сдавливание грудной клетки. Всего в результате аварии оказалось 102 пострадавших.

Главным виновником случившегося следствие назвало водителя-женщину. Руководители эксплуатационных и ремонтных служб Тульского трамвайно-троллейбусного управления получили условные сроки.

Комиссия Минжилкомхоза списала причины аварии на технические недоработки вагонов новой серии КТМ-2/КТП-2, и они в течение года были утилизированы.

7. С удобствами

В январе 1966 года в Туле появились новые современные трамваи из Чехословакии. 20 первых вагонов были пущены по первому маршруту. К концу года их было уже на 10 больше. Чешские трамваи пустили в Заречье по второму маршруту. 

В начале 1969 года из Чехословацкой Социалистической Республики в Тулу поступила первая партия трамвайных сочлененных вагонов Tatra K2. Они начали курсировать по первому маршруту. Сообщалось, что вагоны этой конструкции обладают большой провозной способностью, а также максимальными удобствами не только для пассажиров, но и водителей, кондукторов.

Всего в 1969—1970 годах в Тулу поступило 19 сочлененных вагонов Tatra K2. Первый вагон этой серии был списан в 1971 году по причине возгорания электропроводки. Остальные – в период с 1976 по 1978 годы, за исключением четырёх, переданных в Харьков. На смену им, правда, тут же приходили другие. С семидесятых годов весь тульский парк трамваев стал чешским.

8. 18 маршрутов

В 1977 году количество маршрутов (с учетом кольцевых) тульского трамвая достигло максимального количества — 18. Новый четырнадцатый маршрут протяженностью 4,8 км в Мясново был открыт 5 ноября 1977 г.

Митинг, посвященный пуску трамвая в Мясново. 1977 г.
Митинг, посвященный пуску трамвая в Мясново. 1977 г. Фото: Public Domain

9. Вагоны с мигалками

В мае 1981 года для обеспечения безопасности движения и поддержания общественного порядка на крышах вагонов установили мигалки, которые сигнализировали милиции о нарушениях.

10. Транспортная лотерея

В октябре 1990 г. в Туле состоялся первый розыгрыш весьма оригинальной лотереи – транспортной. По номерам и серии проездных месячных билетов на октябрь, а также абонементных талонов, которые поступили в продажу в тиражном месяце, можно было выиграть различные товары повышенного спроса. В частности, в призовом фонде значились 11 телевизоров, 20 пылесосов, мебель, термосы, утюги и проездные билеты на следующий месяц.

Специальный фонд лотереи составил 16 тысяч рублей. При том, что стоимость абонемента на трамвай составляла 3 копейки, на троллейбус 4 и на автобус – 5. Лотерея проводилась за счет предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров – трамвайно-троллейбусного управления, автоколонны №1809, ПАТП-3. Сформировали спецфонд лотереи, закупили товары на выигрыши работники горкома комсомола.

Подобные лотереи проходили уже в Свердловске, Владимире, Челябинске, и даже стали постоянными.

Все это проводилось в рамках борьбы с зайцами, которые не платят за проезд. Практика показывала, что доходы транспортников сразу после начала лотереи вырастали на 20 %. В Туле в то время в среднем в течение месяца продавалось три миллиона абонементов и восемь с половиной тысяч проездных билетов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах