«Хожу в крупные сетевые магазины, поражаюсь тому, что на прилавках практически нет нашей, тульской продукции», - пишет в редакцию туляк Евгений Ганин.
По информации председателя комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области Кирилла Гузова, в Тульской области реализуют продовольственные товары 2166 стационарных предприятия.
Тульские аграрии не раз через нашу газету, а также на различных совещаниях, во время встреч с руководителями региона рассказывали о невозможности зайти со своей продукцией в сетевые магазины.
Директор департамента растениеводства, животноводства, технической политики, пищевой и перерабатывающей промышленности Павел Никитин, отмечая большой потенциал тульского АПК, заметил: «Однако рост возможен лишь при наличии строго гарантированного рынка сбыта».
При большой доле сетевиков на рынках сбыта продукции в вопросе гарантий, естественно, надежда на них.
Услышат ли сети призыв власти рассмотреть возможность увеличения объёмов реализации продовольственных компаний местных производителей, прозвучавший на одном из правительственных заседаний, остаётся открытым.
Обнаглели
Крестьяне, и не только тульские, в положительный исход призыва практически не верят. Говорят: «Сети, что характерно, совсем обнаглели. Жёстко диктуют свои условия: требуют оплатить большой цены «входной билет», покупают сельхозпродукцию по цене, чуть выше себестоимости, и тут же взвинчивают её для покупателя. От небольших сельхозпредприятий отмахиваются, мол, вы не обеспечите необходимые объёмы поставок. Крупных держат «на крючке», приобретая продукцию когда вздумается и какими попало партиями.
Вот эта дороговизна, нестабильность отношений и почти монополистическая хватка изрядно выматывают крестьян. А сетевики кормят россиян перемороженными продуктами, сомнительного качества колбасными изделиями, зачастую безымянных производителей (мода нынче у них такая - вместо указания производителя писать на ценниках слово «Россия»).
Специалисты, имеющие долгий сельскохозяйственный опыт, считают: «Ситуация сегодня пограничная. Крестьянство захлёбывается произведённой продукцией, а сети ставят его на колени. Во времена губернаторства Николая Севрюгина 70% стоимости проданного молока уходило его производителю. Остальные тридцать шли на переработку, упаковку, доставку, торговлю. И всем хватало. Сегодня же всё происходит с точностью до наоборот. В некоторых регионах, там, где используется административный ресурс для поддержки местного крестьянства, ситуация лучше, нежели в Тульской области. Сети в первую очередь работают со своими сельскими предприятиями. Сунься в такие регионы со своим молоком, мукой, яйцами, мясом, так твою машину на полпути развернут полицейские и назад отправят. У нас же рыночные ворота открыты всем, кроме своих. Нормально ли это?».
Сетевик - сетевику…
Наверное, нормально. В стране - рыночная экономика. И у руководства Тульской областью стоят рыночники. Им ли устанавливать железный занавес в отдельно взятой области? Однако силу убеждения власти ни рынок, ни высшая власть не отменяли. А значит, при желании вполне можно помочь тульскому крестьянству и сетям прийти к хоть и хлопотному, но относительно справедливому и взаимовыгодному сотрудничеству. Тем более что у власти (в частности, и в руководстве регионом, и среди депутатов областной думы) есть и представители сетевых компаний. Ужель с коллегами не найти общий язык?
Ведь нашли же убедительные доводы даже для некрупных тульских предпринимателей, чтобы увлечь их почти бескорыстной расчисткой Упы возле нового здания музея оружия, обустройством набережной в Туле, строительством колокольни в кремле и т.д. Отчего же с торговыми сетями не отыскать точку взаимопонимания на благо тульского села и жителей региона в целом?