Персонажи истории, о которой мы расскажем, нам известны, но поскольку до сих пор идёт разбирательство инцидента, случившегося в тульской школе, мы изменим имена действующих лиц.
«Всё произошло 31 октября прошлого года, - вспоминает тулячка Наталья Осипова. - Утром мой девятилетний сынишка Кирилл ушёл на занятия в школу. Всё как обычно. Вторым уроком у него была физкультура. Незадолго до этого сын переболел простудой, поэтому от занятий был освобождён. И, как освобождённый, сидел на стуле в спортзале.
В начале урока класс выполнял лёгкую пробежку. Один из ребят, пробегая мимо Кирилла, споткнулся и упал. После этого, со слов моего ребёнка, учитель физкультуры Игорь Тарасов оттащил Кирилла в подсобное помещение, усадил на стул и несколько раз ударил - по лицу наотмашь и школьным журналом по голове. Мой сын кричал и плакал от боли и унижения, но никто даже не подумал прийти ему на помощь. После этого педагог, как ни в чём не бывало, отвёл полуживого от шока Кирилла на следующий урок. Кирилл пожаловался классному руководителю, но она не стала разбираться в ситуации и отослала его на урок английского языка.
В тот день было четыре урока, из школы Кирюшу забирала бабушка. Когда она увидела опухшую скулу и услышала о случившемся, то поднялась к учителям и потребовала объяснений. Ничего внятного ей не сказали, объяснив синяк мальчика его «буйным нравом», а слова об избиении - неуёмной фантазией. Я поняла, что решить проблему, обратившись в администрацию школы, не удастся, и решила пойти на крайние меры».
«Я тебя посажу!»
Как только Кирилл с бабушкой вернулись домой, Наталья отвезла сына в травмпункт. Хирурги больницы им. Ваныкина диагностировали ушиб лобно-височной области слева, ушиб скуловой области слева и, возможно, ушиб глазного яблока. С медицинскими справками Наталья отправилась в УМВД России по Туле, чтобы написать на учителя физкультуры заявление.
«Я написала заявление по статье 156 УК РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним», - поясняет Наталья. - Дознаватель мне сообщила, что возбудить дело по этой статье на основании одного факта избиения невозможно - нужен рецидив. И квалифицировала дело по ст. 116 ч. 2 - «Побои».
В ходе следствия сотрудники полиции опросили директора школы, классного руководителя и учителя английского языка. Все они утверждали, что никто никого не бил. То же твердили и одноклассники. Более того, они говорили, что Кирилл сам спровоцировал конфликт - кричал, мешал проводить урок и ставил ребятам «подножки». Судя по всему, перед визитом полицейских администрация школы провела с ними «разъяснительную беседу», объяснив, что именно нужно говорить.
Из объяснений главного действующего лица этого «театра абсурда» - учителя физкультуры - следовало, что он всего лишь отвёл Кирилла в подсобку для беседы. А когда сел заполнять журнал, мой сын начал ему угрожать, мол, ты меня избил, я тебя посажу и т. д.
Выслушав все эти объяснения, дознаватель пришла к выводу, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, и предложила мне обратиться в суд в порядке частного обвинения по ст. 116 ч. 1 УК РФ. Я категорически против применения этой статьи».
Остынь в кладовке
- В тот день Кирилл был очень возбуждён, поэтому я отвёл его в подсобное помещение и усадил на стул, чтобы ребёнок немного побыл в тишине и успокоился, - говорит Игорь Тарасов. - Поскольку педагог не имеет права оставлять класс во время урока, я тут же вышел. Отсутствовал меньше минуты. Это могут подтвердить ученики. Что же касается избиения - я никогда не позволю себе поднять руку на ребёнка. Почему Кирилл решил меня оговорить, я не знаю.
- Мы провели внутреннее расследование инцидента, - рассказала директор. - На мой взгляд, нет никаких оснований считать учителя виновным в избиении ученика. Но о чём-то конкретном я говорить пока не готова. В этой ситуации будут разбираться правоохранительные органы, профессионализму которых я полностью доверяю.
Понятно, что педагоги в любом случае попытаются сохранить «честь мундира». Хотя, если подобное действительно произошло, то о какой чести можно говорить?
Любопытный факт: на многие наши вопросы в школе нам отвечали предупреждением: «Напишете - засудим».
Кто ответит на вопросы?
Эта история вызывает массу вопросов. Почему дознаватель решила «пустить» дело по 156-й статье, переведя грубейшее нарушение педагогом своих обязанностей в обыкновенное избиение? Почему в отношении учителя не стали возбуждать уголовное дело?
Конечно, медицинская справка и акт судебно-медицинского исследования, проведённого в ходе следствия, можно считать лишь косвенными доказательствами, а все потенциальные свидетели возможного избиения утверждают, что ничего не было. Просто девятилетний мальчик ни с того ни с сего, проявив неплохие знания юриспруденции, стал угрожать учителю судом.
В этом деле предстоит детально разобраться следователям. После того как Наталья обратилась с жалобой в прокуратуру, постановление об отказе в возбуждении дела было отменено, а производство по делу - восстановлено.
-Сотрудники городского УМВД уже несколько раз направляли материалы в прокуратуру, - прокомментировала ситуацию помощник прокурора Тулы Юлия Холоинова. - В первый раз оказалось, что дознаватель опросил не всех участников конфликта, и дело было возвращено на доследование. Во второй раз мы сочли необходимым провести проверку на наличие в действиях учителя состава преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса, не ограничиваясь только побоями. В данный момент дело находится на доследовании и после проведения всех следственных действий будет вновь направлено в прокуратуру. Говорить о каких-то конкретных результатах пока рано.
Будем надеяться, что обращение к начальнику областного УМВД Сергею Галкину тоже принесёт свои плоды и полицейские проведут объективное независимое расследование.
Кроме того, принять участие в рассмотрении этого инцидента пообещала уполномоченный по правам ребёнка по Тульской области Инна Щербакова и на прошлой неделе собрала некий консилиум, после которого мы ждали комментарий с её стороны. Однако не дождались.
По словам Кирюшиной мамы, на консилиуме ей сказали: «Милиция во всём разберётся. Вам надо простить учителя и тратить время не на месть, а лучше лишний раз потратить время на воспитание сына».
Кому защищать ребёнка?
- А кто защитит ребёнка, если не родители? - задаётся вопросом уставшая женщина. - И как ответить на его вопрос: почему в школе дерутся учителя?
…Все эти события сильно ударили по моей семье. Кириллу пришлось несколько недель лечиться от невротического расстройства. Я сутками не спала, обивая пороги адвокатов и полиции. После этого случая в школе на моего сына началась настоящая охота - одноклассники его «травят». Бьют, оскорбляют и не дают нормально учиться, а педагоги словно не замечают этого. За всё это должен кто-то ответить. Я уверена, что справедливость всё-таки восторжествует. Учителю, поднявшему руку на ученика, не удастся уйти от наказания, а дело всё-таки дойдёт до суда.
Р.S.:
Журналисты «АиФ в Туле» будут наблюдать за развитием событий и информировать своих читателей.
Мнение специалиста
Елена Коновалова, психолог:
- По отношению к детям и старикам можно определить состояние благополучия общества, ибо они от него полностью зависят.
Дети, конечно, самые бесправные и слабые. Они не выбирают ни родителей, ни страну, ни школу, ни учителей, всё за них решают взрослые. И беда, если рядом - жестокие и равнодушные люди.
Что касается нашей истории, то уже по затянутости конфликта видно: педагоги не выполняют возложенной на них миссии. А она - в помощи ребёнку узнать себя, жизнь, социализироваться в обществе, получить знания. И всё это - в безопасной среде.
Внимание, любовь, сострадание к детям - главное качество для учителя. Только через положительное отношение к себе они могут нормально психологически и умственно развиваться. Особенно это важно в раннем детском возрасте. Хорошее отношение к ребёнку выстраивает его путь.
Широко известно, как Владимиру Путину помог состояться в жизни тренер по самбо. Тренер пришёл к его родителям и, сидя за чаем на кухне коммунальной квартиры, убедил поддержать ребёнка в желании заниматься самбо.
..Ребёнок до 11 лет полностью сориентирован на взрослых. Через реакции на события, положительную оценку, поощрение закрепляются уверенность в себе и желание учится. Это возраст формирования личности средой. Дети злые, жестокие, тревожные? Это признак того, что их окружают неправильные взрослые.
Можно не разбираться в тульском инциденте, личности учителя и ребёнка.
Но очевидно, что к нам пришла беда. С какими представлениями о жизни пострадавший Кирилл и дети, его окружающие, выйдут из школы? Какими взрослыми они станут? И что нас всех ждёт в будущем?..
Читайте нас в твиттере @aiftula