aif.ru counter

Протест думающих людей. Беседа о культуре с директором музея В. Д. Поленова

Тульская область озадачена развитием туризма. В то же время идёт жёсткая оптимизация учреждений культуры, которую многие воспринимают как уничтожение корней, истории… Что думает об этом замдиректора музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Грамолина?

Антонина Позднякова / АиФ-Тула

«В России много замечательных музеев, где работают удивительные люди, делающие своё дело не благодаря, а вопреки, - говорит директора музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Николаевна Грамолина. - Но с каждым годом положение всё сложнее и сложнее. Могу об этом говорить с полной ответственностью, потому что этим безнадёжным делом занимаюсь уже 55 лет.

Досье
Наталья Николаевна Грамолина родилась в Москве 4 мая 1940 года в семье архитекторов. Окончила филологический факультет МГУ по специальности «Русский язык и литература». В 1970 году пришла на работу в музей В.Д. Поленова. Автор и участник ряда выставок, проводившихся в Болгарии, Чехии, Греции, Финляндии, Германии. Заслуженный работник культуры РСФСР. Награждена Знаком «Общественное признание», медалью Русской православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 и 2 степени, медаль «За веру и добро». Почётный гражданин Тульской области.

Раздражает постоянная смена правил игры. Только привыкаешь к одной системе отчётности, как всё тут же меняют. Поэтому вместо того чтобы заниматься своим делом, музейные работники «тонут» в море документов, зачастую дублирующих друг друга. Когда же ты, как человек мыслящий, задаёшь вопрос в вышестоящие инстанции «зачем?», на тебя удивлённо смотрят и отвечают: «Как? Вы что, не понимаете? Это же в разные департаменты!»

Сейчас все переходят на компьютеры - это удобно, единая база, доступность. Но это не отменяет и бумажного варианта. Похоже на старый анекдот. Нашёл начальник ангар, забитый бумагами, и просит руководство разрешить сжечь их, а ему отвечают: «Конечно, жгите. Только на всякий случай копии снимите»».

Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Это невидимые туристам слёзы, Наталья Николаевна… А что такое, по-вашему, современный музей в условиях оптимизации?

Наталья Грамолина: Музей сейчас - это наш форпост. Это даже не учреждение, а особый институт культуры, занимающийся самым важным делом - сохранением подлинности в вещах, в документах, в отношении к жизни, к истории. Это нужно обществу, чтобы не потерять ориентиры.

Нас заставляют работать коммерчески эффективно. Я не зря выбрала именно этот глагол. Постоянно появляются какие-то критерии оценки работы музея. А спрашивается: судьи кто? Неужели я, музейный работник со стажем, должна стремиться и прислушиваться к мнению независимых экспертов, добрая половина которых даже в музее никогда не была? Это ведь менеджеры или, как я их называю, манагеры, цель которых - только прибыль.

Эффективность для меня - это не денежный показатель, а лица людей, приходящих в музей. Очень не хочется, чтобы гости музея превратились в клиентов.

Вот, говорят, свадьбы приносят прибыль, надо бы и в музеях, в усадьбах их устраивать и деньги за это брать. Но пока мы не воспитали наш народ настолько, чтобы, приходя в музей, он понимал степень ответственности и уважения к историческим местам. Не кричал, не включал колонки на полон мах, не стрелял в воздух и не оставлял после себя мусор. А усадьба и вовсе предполагает тишину.

В 1942 году вышел документ, который, на мой взгляд, поднимал планку отношения к учреждениям культуры. Это было распоряжение о том, чтобы все районы, откуда ушли фашисты, произвели учёт культурных ценностей, составили список урона, который нанесла война культуре. Также было приказано открыть все музеи. Что ж получается, сейчас у нас хуже, чем в 1942-м?

Фото: Из личного архива

Музеи - это бриллианты. Но ведь каждому бриллианту нужна огранка. Хотите потоки туристов? Так сделайте дороги с указателями, скосите траву по обочинам, уничтожьте борщевик, срубите сухие высокие деревья, обустройте гостиницу, уютное кафе и сделайте туалеты. Какой может быть туризм, если мы мусором тут заросли и полдня без электричества сидим?

Мы никогда не жили богато или легко, но в российских музеях работают настоящие люди, которые как бессребреники тащат на себе культурный воз. При подлинниках работают подлинники, фальшаки быстро уходят.

- А как вам удаётся подбирать «подлинники» на фоне всеобщего крика «профессионализм падает!»?

- Если бы так всё просто было. Каждый новый человек для нас - загадка. А вот все мои девушки - уже бабушки, когда-то окончившие местную школу. Мы с ними одна семья, пережившая и горести, и радости.

Сейчас я серьёзно озаботилась темой кадров учреждений культуры в провинции. Средний возраст работников - 56-63 года. Если это поколение уйдёт, я не знаю, что будет. Это серьёзный просчёт государства.

- Как его исправить?

- Нужно начинать с главного - поднять престиж культуры и её работника. Тогда мы, может быть, начнём заниматься главным - воспитанием.

Когда работник культуры станет одним из главнейших людей, программа возрождения культуры будет государственной, а молодых музейщиков будут приглашать в ДК, музеи, библиотеки, центры, предоставлять им жильё, тогда можно о чём-то говорить. Для государства это копейки, а для общества - один из самых важных аспектов возрождения провинции и воспитания человека.

Понимаете, человека, не обладающего культурой, вы даже никогда не накормите. Он будет всегда ненасытен, потому что у него нет уважения к еде, он будет небрежен, ибо не воспринимает пищу как труд человеческий. Для него это - продукт, за который он заплатил, а потом надкусил и выбросил. А всё из-за того, что в детстве ему не объяснили: за каждым куском хлеба стоит великий труд самых уважаемых людей в государстве. Тех, кто встаёт в пять утра, пашет, сеет, мелет, печёт и дарит хлеб тебе на стол. Это великая армия великих людей.

Фото: Из личного архива

Душу человеческую воспитывать надо сызмальства, учить мыслить образами, видеть прекрасное. Человек без образа в голове - безобразный. Сейчас компьютер даёт нам всё готовое, а читая книги, ты видишь своих героев. Вспомним Грея из «Алых парусов». Его воображение рисовало волны морей, приключения и бесстрашные подвиги - таким он и стал.

Сегодня, безусловно, государству необходимы деньги, но люди ему ещё больше нужны.

Митингующих - на землю

- Такую модель общества мы, можно сказать, позаимствовали у Запада и Америки, где отношения строятся на материальной взаимовыгоде?

Фото: Из личного архива

- Почему-то в последнее время мы часто копируем что-то, а потом оправдываемся и заискиваем, если вышло плохо, будто недотягиваем до чего-то. На самом деле, мы недотягиваем до своей собственной исторической планки, до понятий «самоуважение» и «достоинство». Должно быть осознание того, что ты можешь ходить прямо, отстаивать свою точку зрения и можешь делать на своей земле своё дело.

Мы как-то были в храме, где царила честная, опрятная бедность. Познакомились с матушкой и спрашиваем: «Видим, вы землю убирали?» - «Да, убирали. Каждый должен в день один квадратный метр убрать. Вот уже две трети работы выполнили». Спрашиваю: «А сколько же вас человек?» - «Пятеро». - «Всего?!» - удивляюсь я. А она в ответ: «Уже пятеро, раньше двое было». А в этот же день в Москве очередной митинг был, где собралось около 20 тысяч человек. И тут я подумала: «Этих бы людей - да на землю работать. Ведь сколько площади было бы обработано да деревьями засажено». Вот это был бы протест думающих людей.

Правильно выбрать ориентиры

- Наталья Николаевна, а много детей приходит в музей?

- Детей много, хотя привезти их из школы - огромная проблема. Надо нанять автобус, организовать полицейское и медицинское сопровождение. Знаете, раньше у нас каждое лето были волонтёры. 14-летние подростки помогали в реставрации, ухаживали за лошадьми и водили экскурсии. Этим ребятам уже за 50. Попробуйте сейчас такое предложить школе. Сразу начнётся: а вы от клещей территорию обработали? А змей вывели? А лягушек всех съели? Ну и кто вырастет из 15-летнего ребёнка, если за ним мама повсюду ходит, чтобы комар не тяпнул…

- Ваша дочь ведь когда-то тоже была в числе волонтёров…

- Да, в год Наташка научилась ходить и убежала на конюшню. Так до семи из неё и не возвращалась. Летом экскурсии водила, друзей приглашала, которые помогали. Они любили это место, а раз любили, то и работали. Только так ведь родная земля почувствует вашу любовь. Вот он - настоящий патриотизм. Лозунгами его не воспитать.

- Может быть, этому воспитанию поможет ещё и акция «Бессмертный полк»?

- Это просто гениально, потому что в основе – подлинник: вспомни, что ты человек, что у тебя в роду есть герой. Это потрясающая по глубине мысль.

- Кто кроме ветеранов сегодня может стать нравственным ориентиром для общества?

- Нравственный идеал надо искать в истории. Для меня всегда им были старые музейщики: Семён Степанович Гейченко, Кирилл Васильевич Пигарёв, Дмитрий Васильевич Поленов. Это настоящие солдаты. Они не держали винтовку, но они защищали то, во что свято верили. Они истово служили Отечеству и русской культуре, и никто из них не изменил ни им, ни себе.

Фото: Из личного архива

«Не надо портить мне культуру!»

- Наталья Николаевна, а что вас сегодня огорчает?

- Непродуманность в отношении средств массовой информации. Показывают какие-то низкопробные передачи по центральному телевидению. Там обмусоливаются гадкие темы - кто с кем и сколько раз. За это очень стыдно.

- Но тем, кто снимает, видимо, не стыдно…

- Потому что их не воспитали. Они умеют только зарабатывать. Когда есть образование и воспитание, ты видишь всё в проекции прошлого, у тебя объёмная картинка, а у них её нет.

Стыдно за наше образование, за ЕГЭ. Мы растим поколение манагеров, которое знает лишь как управлять деньгами, а не дело. Но культура - не услуга и она не создаёт продукт. Это великое служение, воспитывающее, очищающее человека.

Фото: Из личного архива

Стыдно за то, что в русском городе стоит гипермаркет, который по сути своей есть не что иное, как простая русская лавка. Разве это говорит о достоинстве? Это предательство. У нас ведь есть великолепный, образный, выразительный свой язык. Так почему мы должные заменять слова?

- Ходили слухи о строительстве гостиницы для вип-гостей в Поленове…

- Слухами земля полнится. Никакой гостиницы не было. Мы заново ремонтировали школу, делали ещё центр, где можно было бы устраивать вечера, может, кто и принял это за гостиницу.

Хотя гостиница бы нам не помешала. Вдруг кто-то из гостей захочет провести тут выходные, а негде. Это, возвращаясь к вопросу о туризме. Вообще, исторически она должна находиться на территории оздоровительного лагеря, который сейчас располагается в центре Поленова и не даёт нам покоя словно прыщ. А по плану Василия Поленова там должны быть церковь, школа и помещение для ночлега.

Фото: Из личного архива

- Вы часто делаете замечания посетителям?

- Бывает. Вот вспомнила случай… Иду по аллее, передо мной - мужчина. Не Аполлон, прямо скажу, не сильно одетый, с бутылкой. Допивает содержимое и выбрасывает в траву. Я ему: «Сударь, поднимите, пожалуйста, и донесите до урны». Он, окосевший, разворачивается и выдаёт фразу, от которой меня обуял приступ смеха: «Старуха, не надо портить мне культуру!» Если сделаете такое название статьи, я не обижусь.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Где можно получить консультацию о мерах соцподдержки многодетных семей?
  2. Как добраться до парка «Патриот – Тула»?
  3. Насколько подорожали товары для школьников в 2019 году?
  4. Какие собаки потенциально опасны?
  5. Как избежать отравления грибами?
  6. Что входит в понятие «общедомовые нужды»?