Вся наша жизнь состоит из перемен. Из школьного класса мы перешли в университетскую аудиторию, а через несколько лет сменили её на рабочее место. С каждым годом нам приходится всё чаще знакомиться с новыми людьми – коллегами, знакомыми коллег, друзьями родственников, с которыми мы часто встречаемся на семейных торжествах. Через несколько лет, когда появляются дети, вы знакомитесь с родителями одноклассников вашего ребенка – нужно решать вопрос о покупке новых штор в класс русского языка и литературы и «скидываться» на компьютеры для мультимедийного класса.
Вся наша жизнь, так или иначе, состоит из знакомств. И, конечно, каждому из нас хочется как можно быстрее без проблем «войти в коллектив» и показать себя с лучшей стороны. Но самый важный коллектив – это, в первую очередь, ваши коллеги – люди, с которыми вы работаете и встречаетесь почти каждый день. В рабочем коллективе вы просто обязаны чувствовать себя свободно и комфортно, как рыба в воде – в противном случае, работа в коллективе быстро вам надоест. Вы будете с неохотой приходить на рабочее место, механически совершать какие-то действия, «через зубы» общаясь с коллегами и, по окончании рабочего дня, с такой же неохотой плестись домой – ведь завтра вам придётся возвращаться сюда, а вам этого совсем не хочется.
Я, конечно, не идеалист, но всё-таки я думаю, что работа должна приносить вам что-то, кроме финансов – например, положительные эмоции от общения с окружающими вас людьми, или моральное удовлетворение от сделанной работы. Но если вы не можете найти общего языка с вашими коллегами – обо всём этом надо забыть. Поэтому очень важно уметь адаптироваться в новом коллективе – и не только в рабочем. Как быстро стать «своим» и завоевать доверие и уважение окружающих? Давайте разбираться.
Устроившись на работу, первое время старайтесь присматриваться к коллегам, обращайте внимание на их работу. Постарайтесь сразу определить среди них неформального лидера – человека, к мнению которого ваши коллеги прислушиваются, но относятся к нему не как к начальнику, а скорее, как к старшему товарищу. Было бы большой удачей подружиться с этим человеком, расположить его к себе – он мог бы помочь вам побыстрее «влиться в работу», дать несколько советов относительно того, как себя вести и рассказать «кто есть кто» на вашей новой работе. Постарайтесь заранее узнать, как устроена работа в вашем коллективе. Если на предприятии (в компании) есть своя столовая или у сотрудников есть «своё» кафе, куда они ходят обедать – смело отправляйтесь туда. В неформальной обстановке вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и раскованнее. Конечно, не стоит сразу угощать всех и кричать: «Всем обед за мой счёт!». Таким образом, вы моментально заработаете репутацию подхалима и крайне безответственного работника. Постарайтесь выяснить, насколько строго в новом коллективе выполняется распорядок дня – обеденный перерыв, приход и уход с работы. Даже если вы видите, что для ваших коллег опоздание давно стало нормой, не спешите перенимать эту привычку – новый человек всегда на виду, и вам ни к чему лишнее внимание. Кстати, вашего стиля это тоже касается – даже если в вашем коллективе нет строгого дресс-кода, не стоит в первый же день щеголять в драных джинсах и разрисованной футболке – позднее это скажется на вашем имидже и деловой репутации.
Первое время много внимания нужно уделять и тому, как вы делаете свою работу на новом месте. Не бойтесь спрашивать. Если что-то непонятно, лучше спросить сразу, чем потом переделывать всю работу заново. Постарайтесь заранее узнать, к кому лучше обращаться за консультацией. Хорошо, если в коллективе есть человек, в обязанности которого входит решение подобного рода вопросов – он поможет вам разобраться во всех вопросах – как рабочих, так и бытовых, и вы не будете чувствовать себя обузой для коллег.
Не удивляйтесь, что первое время вам не будут давать никакой «серьезной» работы. К новому работнику всегда относятся слегка настороженно – это вполне нормальная реакция. Если вам надавали много поручений, и вы не успели что-то сделать, или сделали не так, не оправдывайтесь, а постарайтесь быстро исправить ситуацию. Морально подготовьте себя к тому, что на новом месте вы будете совершать ошибки. Это тоже нормально, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Да и потом, как правило, к новичку всегда относятся снисходительно, стараются чем-то помочь, что-то объяснить. Не отказывайтесь от советов и помощи. И ещё. Будьте благодарны. Если вам помогли – поблагодарите коллегу и предложите свою помощь в ответ. Эта нехитрая стратегия поможет вам стать своим среди ваших коллег и, приходя на работу, вы будете чувствовать себя там, как дома.