Примерное время чтения: 8 минут
1282

Худрук драмтеатра Гарольд Стрелков: «Тульский театр для меня лучший в мире»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ-Тула" 10/12/2014
Александра БОКОВА / АиФ-Тула

Новый художественный руководитель Тульского театра драмы Гарольд Стрелков, сменивший Владимира Ветрогонова, привёз в Тулу новые идеи и новых актёров.

Фото: АиФ-Тула/ Александра БОКОВА

- Гарольд Владимирович, начну с вопроса неприятного, не имеющего отношения к творчеству. С вашим предшественником, несмотря на то что он поставил спектакль, идущий с неизменным аншлагом, не заключили контракт. Вас не пугает подобная перспектива?

- Мне кажется, причина не в руководстве города или театра, и не вижу для худруков угрозы в тульском театре. Театр не акула, поедающая в темноте. Всё дело в не соответствии «группы крови» театра и вновь назначенного руководителя.

- Как вы будете выстраивать отношения с местной властью? Репертуар будете с ней согласовывать?

- Ни в одном театре страны не составляются репертуары по звонку свыше. Такая практика существовала в эпоху репрессий, но, кстати, театр в результате только выигрывал. У меня хорошие отношения с министерством культуры, я встречался с губернатором. Я ощутил поддержку, и многие мои планы будут опираться на поддержку правительства области. И здесь никаких реверансов в сторону власти нет.

Досье
Гарольд Владимирович Стрелков родился 19 марта 1968 года в городе Конаково Калининской (ныне - Тверской) области. Окончил Челябинский государственный институт культуры (курс В. Деля) и Российскую академию театрального искусства - ГИТИС (мастерская П. Фоменко). Работал режиссёром-постановщиком Московского драматического театра АпАРТе, художественным руководителем АНО ТО «Стрелковтеатр», главным режиссёром Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета, помощником художественного руководителя и режиссёром Московского драмтеатра АпАРТе.

- Вы будете учитывать специфику нашего города при отборе пьес для постановок?

- Для меня не существует понятия публики на локальной территории. Плохого зрителя не бывает. Что такое туляк? Это человек, которого волнуют такие же проблемы, как любого другого жителя Земли. Категории добра, зла, любви, ненависти.

Тульский зритель к тому же очень благодарный. В Москве и Петербурге зритель не часто встаёт в конце спектакля, аплодируя. А здесь - уникальная традиция.

Лицедейство опасно

- Что ждёт зрителей с вашим приходом?

- Мы предложим формат, в котором театр исследует некую тему. Первой станет тема любви. Исследование предполагает разговор, дискуссию на волнующую тему. Мы очень надеемся, что во время просмотра зритель окажется не пассивным наблюдателем - «Я только смотрю», а полноценным партнёром, способным и высказаться, и поучаствовать в спектакле-исследовании.

- Вообще-то, по сложившейся традиции в театр приходят просто отдохнуть. Зритель - потребитель: «Я сажусь в кресло, и не трогайте меня, я наслаждаюсь».

- Печально, что театр давно отгородился от публики стеной. Сейчас за красивой формой большинства спектаклей скрывается отсутствие содержания.

Театр всё меньше и меньше думает о том, как врачевать зрителя, а для меня это ключевое понятие. Театр должен давать надежду, рецептуру выхода из безвыходности. Как только театр забывает, что несёт миссионерскую просветительско-воспитательную функцию, он заканчивается. Он перестаёт быть храмом и становится развлекательным заведением. Я не говорю про тульский театр, он для меня лучший в мире, иначе я бы в него не пришёл.

Я три года работаю в формате живой сказки и никогда не сталкивался со зрительским непониманием. Мной движет чистота намерения и искренность. Человек на открытость открывается.

- А не получится по Губерману: «Люблю людей и по наивности открыто с ними говорю. И жду распахнутой взаимности, а после горестно курю»?

- В театре есть такое выражение, что настоящий разговор (а театр - это разговор мой со зрителем), должен идти не из уст в уста, а от сердца к сердцу. Уста могут врать.

В Петербурге я собрал группу известных во всем мире учёных, которые, основываясь на передовых научных методах, провели исследование воздействия искусства на человека. Оказалось, что когда вы сидите в зрительном зале, помимо того что вы слышите и видите, на вас ещё идёт воздействие, которого вы не ощущаете. Оно может либо сильно вам повредить, либо помочь.

Влияние на здоровье и энергетику оказывает не то, что играет артист на сцене, и как, а то, кем он является на самом деле как индивидуум. Исследователи пришли к выводу, что весь ключ к театральному искусству в совершенствовании режиссёров и актёров как личностей.

Театр же начинался совсем по-другому. В древнегреческом театре актёры были не просто исполнителями какой-то роли (а играли они либо героев, вступающих во взаимоотношения с богами, либо самих богов), они осознавали себя всегда как проводники между божественным знанием и людьми. Это были люди, на которых можно было равняться как в физическом совершенстве, так и в духовном. Они не могли позволить себе не развиваться, не думать о своём внутреннем мире, вести странный образ жизни, ничем не отличаться от обыкновенного обывателя.

К актёрам древнегреческой эпохи и актёрам-монахам средневекового театра мистерии было уважение и почитание. Но в определённую эпоху появился лицедейский театр: «Я вам показываю что-то, чем не являюсь на самом деле». И В этот момент Церковь стала хоронить актёров за оградой. Люди понимали, какую угрозу несёт такой вид театрального искусства.

«Новая кровь» на театральных подмостках обыкновенно вносит разнообразие в постановки. Иллюстрация: из архива ТЮЗа

Хватит играть

- При подборе актёра на роль вы будете учитывать его личностные качества?

- Это ключевое и первостепенное условие. Для меня принципиален резонанс личности с идеей, которую я предлагаю. Я хочу, чтобы путь от меня изнутри к зрителю через роль был прямым.

- А вдруг наши актёры не соответствуют вашим большим задумкам?

- Да никто не соответствует: «Никто не безгрешен». Надо создать условия, при которых актёр будет работать над собой, совершенствоваться.

- Не полагаясь на наших, вы привезли своих актёров…

- Это нормально. Любой режиссёр стремится привезти актёров, которые его понимают, одной с ним группы крови. Если бы здесь была плохая труппа, зачем бы я к вам приехал?

Когда я первый раз был на первом собрании, ни в одних глазах не увидел агрессии или отрицания. Только понимание, интерес, удивление. Благодаря долгому руководству Александра Попова коллектив привык двигаться в определённом русле, он не находится в хаосе.

Меня потрясла открытость труппы, и это создало уверенность, что я смогу реализовать здесь свои мечты.

- Как вы определяете, кто подходит на роль?

- Я очень подолгу разговариваю с человеком о том, что он чувствует, о мироустройстве, о его отношении к определённым вещам, чтобы выяснить его позицию и насколько он соответствует той роли, которую будет играть. Я всегда говорю артистам: «Прошло время, когда надо играть, теперь мы будем жить».

- Все спектакли театра будут проходить в новом ключе?

- Ну почему же? Будут приглашаться режиссёры из Петербурга, Москвы. Будет ставить спектакли Дмитрий Краснов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах