Масленица — один из древнейших народных праздников. С этого момента отступала зима, начиналась весна. Заканчивалась сытая и весёлая жизнь, начинался Великий пост. Масленичная неделя была самым любимым, весёлым временем. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Стенка на стенку
Как и нынче, блины начинали печь с понедельника. Во вторник звали гостей, угощали и вместе отправлялись на улицу кататься с горы. Это было задорно, весело и создавало настроение настоящего праздника. На «лакомки», в среду, тещи упражнялись в блинном мастерстве и звали дорогих гостей — зятьёв. Чтобы любимый зять не заскучал, звали родных. И вновь за столом было весело и празднично. А зятья лакомились с большой охотой и тёщ своих нахваливали на год вперёд.
Но настоящий разгул начинался с «широкого четверга» В середине XIX — начале ХХ века масленичные гулянья в Туле проводились на Казанской набережной реки Упы у кремлёвских стен и в кремлёвском саду. Здесь резвились и радовали публику жонглёры, фокусники и клоуны.

И, конечно, не обходилось без традиционных драк. Это был, своего рода, ритуал. Иначе, вроде и не Масленица вовсе. Причём бились не просто так, а мерились силой. И всё это для того, чтобы урожай был знатным. Для драки находили самое удобное место. Им, тоже по традиции, была река, скованная льдом. Вот и шли «стенка на стенку» жители Заречья и Чулковой слободы на берегу рек Простынки и Упы. Сказать, что азартное зрелище, считай, ничего не сказать, Зеваки, болельщики собирались вокруг, подтравливали, подзуживали бойцов, а те старались и себя показать, и урожай приманить.
В пятницу без тёщ тоже не обходилось. Теперь зятья принимали у себя тёщ. Этот ритуал так и назывался «тёщины вечёрки». Впрочем, про то, пекли ли сами блины зятья, история умалчивает. Но смеем предположить, что блинные угощения всё же готовили их жёны. Но зятьям полагалось быть гостеприимными хозяевами.
Воскресенье — прощёный день. С утра — на кладбище, помянуть покойных родителей, попросить у них прощения. На могилах оставляли блины.
А после возили на прощальном поезде из дровень и саней чучела Масленицы. Запрягали его людьми, впереди, по бокам, сзади шли скоморохи, веселили народ песнями, плясками, прибаутками. А потом чучело сжигали, чтобы окончательно проводить зиму.

Особые традиции, дожившие до 50-х годов прошлого столетия, были и в деревнях Куликова поля. Зафиксировали их сотрудники музея в фольклорно-этнографических экспедициях.
В селе Красном, Прилипках, Татинках соломенное чучело «Масленицы» жгли именно на льду реки. А вот в Ивановке, Монастырщино и Журишках катались с горок, жгли снопы, сооружали костры из соломы и делали соломенные куклы. Но главная забава — катание на лошадях. Отсюда и куликовская поговорка — «Прошли святки — жаль расстаться, придёт Масленица — кататься».
При этом к Масленице требовался свой подход. А ещё её надо было обязательно закликать. Как рассказали куликовцы, дети ходили по дворам, распевали весёлые песни. И вот фрагмент одной из них:
Масленица, лезь на горку,/ Позови к нам ясну зорьку./ А под зорьку — соловейку,/На денёчек, на недельку./Подай, Боже, ключик! /Вясну отомкнути./Зиму замыкати.
Интересно, что в Моховом не ограничивались одной масленичной неделей. На первой неделе Великого поста отмечали «вторую Масленицу». Вот только доедать блинчики не возбранялось, но без молока и сметаны. А в Епифани на Масленицу устраивали качели и ярмарки, куда съезжалась вся округа!

Напраздновавшись и наевшись солнечных, масляных блинков, народ успокаивался и сосредоточенно входил в Великий пост.
Благодарим сотрудников музея-заповедника «Куликово поле» за помощь в подготовке материала.