Премьера сценической композиции по рассказу Дины Рубиной «Любка» состоялась в четверг в Камерном драматическом театре города Тулы. Если вы читали «Любку» Дины Рубиной, то знаете, какова эта история – проникающая, сжимающая сердце. В этот четверг мы встретили героев этой истории наяву на улице Дзержинского, в тульском Камерном драматическом театре.
Человек может выбирать
В ожидании начала в мягко освещенной комнате театра публика щебетала, и этому нетерпеливому гулу «аккомпанировала» «Челита» Клавдии Шульженко.
Мы разыскали художественного руководителя театра, чтобы подробнее узнать о том, что совсем скоро ожидает зрителей в «чёрном пространстве» театра.
«Алексей Александрович, как соотносятся рассказ и ваша постановка?» – обращаемся к режиссёру.
«На сцене действуют законы театра, но здесь, как и в рассказе, стоит обратить внимание на следующие вещи: человек стоит перед выбором, и главное – он может выбирать. Первостепенное значение имеет то, как люди входят в положение друг друга, отбрасывая социальные предрассудки. В пиковой ситуации, здесь – это дело врачей, важно желание сохранить чувство собственного достоинства».
Целая эпоха на сцене
И вот сумрак в зале сгущается, завывает ветер, создаваемый в темноте сцены артикуляцией актеров. Повествование открывается.
В свете софита главная героиня истории Ирина Михайловна (ее роль исполняет Мария Жучилина) рассказывает свою историю о беременности и распределении, о смерти «крепкого человека мамы» и трудностях, с которыми столкнулась юная душа в сложном взрослом мире.
Знаковым событием в жизни молодого врача становится встреча с главарем банды, уголовницей Любкой, образ которой на сцене воплотила актриса Мария Попова. Любка открывает в Ирине Михайловне истинную «взрослость»: ее первым по-настоящему зрелым поступком становится решение пригласить Любку к себе домработницей и прописать ее в квартире, несмотря на настойчивые уговоры майора милиции этого не делать.
Любка создает для Ирины Михайловны те уют и спокойствие, которые были, когда была жива мама. Стихийный и твердый характер Любки обнимает жизнь врача и ее маленькой дочери Сонечки, оберегая их от невзгод, хлопот и соседки по квартире Кондаковой, «невесты среднепожилого возраста» с непростым и противоречивым характером (одна из ролей, исполняемых в пьесе Еленой Басовой).
Любка взяла на себя все обязанности по дому, заботу о Сонечке и даже распоряжение хозяйским доходом. Ирина Михайловна беспрекословно доверяла ей. Однажды Любка прибежала и потребовала у хозяйки восемьдесят рублей: так в доме у Ирины Михайловны появились «графские» стулья – чудо «из прошлой, дореволюционной еще, жизни», несомненно, это важный символ в исторической ткани постановки.
Постреволюционная же среда представлена аллегорией холода, беспощадного зимнего ветра при отсутствии снега – этой долгой зимой даже снежная пелена не способна прикрыть самодурство и бесчинства.
Кульминацией истории становится «дело врачей», весть о котором обрушивается на Ирину Михайловну, буквально сбивая ее с ног, ведь фамилия у нее «типичная» и внешность «ярко выраженная».
Новые сложности еще сильнее сближают Любку и Ирину Михайловну, стирая социальный налет с их отношений. И однажды ночью Любка шепотом рассказала Ирине Михайловне историю своей жизни: «пария открывалась парии».
Но любое место – не без понимающих людей. Таким на работе Ирины Михайловны оказался главный врач Перечников (роль исполнил руководитель театра Алексей Басов). Главврач способствовал ее тихому увольнению, а затем, желая помочь, закидывал в окно квартиры Ирины Михайловны тридцатки, которые летели к нему обратно, но впоследствии принимались с тихой и глубокой благодарностью.
Одной из самых ярких сцен в пьесе, на наш взгляд, стало извещение по радио о смерти «вождя народов», открывшее новую страницу в истории страны и судьбах героинь. Вихрем в этой сцене соединились лицемерные слезы Кондаковой, растерянность и единовременное облегчение Ирины Михайловны и истерическая радость «человека» Любки: «Подох!» - кричала она.
И не осталось равнодушных
Пьеса была принята восторженно. Актеры несколько раз выходили на поклон. Камерный театр – место своего рода сакральное и аскетичное: и не было места пышным букетам, но Мария Попова в благодарность получила от зрителя коробку конфет.
Алексей Басов на поклон не вышел, хотя его, бесспорно, очень ждали. И, чтобы поблагодарить его за чудесное произведение, мы снова поторопились попасть за кулисы.
«Прошло не совсем так, как я ожидал, - поделился постановщик. - Ребята, наверное, переволновались, поторопили первый акт.
Но сегодня же премьера. Хорошая пьеса складывается где-то к десятому выступлению».
Но никакой торопливости зрители не заметили. Два часа, к слову, пролетели на одном дыхании.
«Я восхищен, - заверяет нас зритель Игорь Становов, - постановка оставила действительно проникновенное впечатление. Это мое первое посещение Камерного театра, и я уверен, что приду сюда еще не раз».
«Не хватает слов, чтобы выразить всю глубину эмоций, - вторит общему настроению Людмила Рыженкова. – От театрального ремесла я далека, тружусь в сфере производства, но эта композиция станет началом хорошей дружбы с камерным театральным искусством».
Следующий показ сценической композиции «Любка» состоится 17 апреля. Подробности узнавайте на сайте Камерного драматического театра.