13 февраля опытные фотографы, новички, любители и просто ценители искусства собрались на открытие выставки известного тульского фотокорреспондента Андрея Лыженкова, чьи работы хорошо знают читатели «АиФ в Туле».
Уже много лет он профессионально ловит мгновения жизни и, по признанию самого автора выставки, часто это происходит неожиданно, бывает даже на таких событиях, о которых только одно упоминание вызывает скуку. Но ведь умение увидеть в обычном необычное и отличает талантливого человека.
«Вчера я прикинул свой творческий КПД, - улыбаясь, делится наблюдениями фотограф. – И знаете, какой он у меня? 0,02 %! За 2014-й год сделал 150 тысяч фотографий, из них где-то 30 штук оказались в творческом архиве, всё остальное – работа, скажем так».
«Творческий архив» завораживает.
«Чувствуете это, да? – обращается ко мне женщина, рассматривающая снимок сиротливых старых ботинок, скорее всего, принадлежавших давно погибшему солдату. – Прямо такое чувство… Возникает... Вот здесь где-то…»
Слов не хватает, и она прижимает руку к сердцу.
«Мурашки?» – подсказываю я. Собеседница благодарно кивает головой.
Да, мурашки, наверняка, ощущают здесь многие. Смотришь на статичный чёрно-белый кадр, а чувствуешь и голоса, и ветер, и даже краски нетрудно разглядеть. Вот на подоконник в выставочном зале почти улёгся светлоголовый мальчишка, а рядом красуется постер с цитатой из Данте: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». А вот бежит куда-то мимо памятника Ленину, в безлюдном дворе, одинокая невеста в белоснежном платье на фоне сырого асфальта. Или устало присел на линялый, но крепкий диван старичок: обои в комнате облезли, но на столе стопочкой сложены газеты, а на диване клубком сплелись две кошки – уют. Или на опустевшей лавочке сидит, склонив голову, седой ветеран. В руках две гвоздики, две такие же лежат рядом, там, где никого нет.
Все эти осколки, кусочки чьих-то жизней, событий, которые никогда уже не повторятся, надолго погружают разглядывающих их людей в размышления о чём-то своём, личном.
«Если бы я знал, как хорошо фотографировать, у меня все фотографии были бы хорошими», - иронично замечает Андрей Лыженков, перефразируя слова французского фотографа Робера Дуано. Да, правда, у искусства нет точной формулы. Но чтобы поймать фрагмент жизни в нужном месте и времени, достаточно, пожалуй, одного – видеть сердцем.
Мнения
Выставка чрезвычайно интересная. Выставка, которая трогает душу и нерв человека. Особенно та часть, которая посвящена Великой Отечественной войне. Войну нельзя забыть. Если мы забудем, мы понимаем, что может произойти. Майдан не так давно в истории Украины был, а это наши соседи, это часть нашей истории и нашей жизни. Фотографии, которые я сегодня видела, рассказывают истории, дают возможность увидеть человека изнутри: его трагедию или его радость.
Елена Королёва
Работы Андрея Лыженкова я увидела впервые и не жалею, что пришла на эту выставку. Больше всего мне понравились фотографии, на которых изображены городские развалины и одинокие дети. Мне кажется, одиночество – это одна из главных проблем людей.
Любовь Назирова