О том, каково состояние психологии детей особенностями развития в Туле, об опыте семей с такими детьми, об образовании и социальной адаптации рассказывает специальный психолог, руководитель отделения психолого-педагогического сопровождения Людмила Ясенская.
У вашего ребёнка аутизм
Екатерина Дементьева, tula.aif.ru: Вы можете выделить тенденции последних лет? Каких-то детей стало больше, какие-то особенности развития отошли на задний план...
– Даже за последние шесть лет, что я работаю в этой сфере, изменений очень много. Появляется больше детей с диагнозами, носящими разлитой характер. Раньше было всё более определённо – если это задержка психического развития, то видны симптомы задержки. А сейчас приходит ребёнок, после углубленной диагностики у него выявляется задержка развития, но симптомы не очевидны. Симптомы разных отклонений сегодня очень схожи, они словно переливаются из одного диагноза в другой. Очень сложно стало проводить диагностику. Кроме того, бич нашего времени – гиперактивные дети. Очень много ребят с нарушениями поведения и задержками речевого развития
– Таким детям нужны высокопрофессиональные психологи. Есть ли они у нас?
– Таких специалистов немного, но они есть, нет хороших методических программ. Мало коррекционных учреждений – один детский сад, одна школа. Они переполнены. Мест не хватает, семьи стоят в очередях. Мы сейчас готовим проект помощи семьям с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) совместно с одним из тульских благотворительных фондов.
– В какой момент и как родители обычно замечают, что с их ребёнком что-то нет так?
– Бывают случаи, когда отклонения заметны не сразу. Такое не редко случается с детьми с аутизмом. С ребёнком вроде всё хорошо лет до двух, до трёх, и вдруг всё пошло не так.
Переболел, температура, кто-то напугал – с малышом стали происходить изменения. Родители поняли - надо обращаться за помощью. А им говорят, вы знаете, а у вашего ребёнка аутизм. Это колоссальная травма для родителей. И им, конечно, самим нужна помощь.
В моей практике были родители, которые это очень долго отказывались даже верить в это. «Да вы что, всё хорошо, это просто сейчас он устал, только сейчас такое поведение», - защищали они своего малыша. Поэтому очень важна работа с родителями. Нужно, чтобы было какое-то место, куда бы они могли прийти, обсудить всё в спокойной обстановке. Это не должна быть больница, где поставили диагноз и не объяснили, как быть, что делать. Чтобы это были не воспитатели в детском саду, которых они считают некомпетентными. Должна быть благоприятная обстановка: в этой обстановке принятие происходит легче. А это очень важно: в семье все должны перестроиться и взаимодействовать чуть-чуть по-другому. Родитель должен перестать нервничать, потому что в первую очередь это сказывается на ребёнке. Ведь дети и их мамы и папы чувствуют друг друга на глубоком эмоциональном уровне.
Что с вами делать?
– Дети с особенностями развития могут совсем по-другому ощущать себя и мир. Это же мешает их социализации…
– У нас работают все каналы чувств: мы слышим, видим, получаем ощущения от собственного тела, от прикосновений. У некоторых детей сложности с этим: какой-то канал может не работать или быть гиперчувствительным. Так, бывает, ребёнок затыкает уши, не переносит громких звуков. Или ему постоянно нужно крутить какую-то верёвочку перед глазами, это симптом нарушения визуального восприятия. Это дети, которых многие вещи в нашем мире просто пугают. И что происходит с таким ребёнком, например, в школе. Учитель просит всех встать в пары, взяться за руки, а один ребёнок категорически отказывается и убегает, начинает плакать. Учитель делает замечание, может, кричит, подталкивает. У маленького человека начинается истерика. А после психолог выясняет, что у малыша тактильная гиперчувствительность, он не может стоять, когда к нему кто-то очень близко приближается, да ещё и берёт я за руку. Это как раз тот случай, когда ребёнок не может действовать в рамках заведённого порядка, рассчитанного на среднего человека.
– То есть, обычные детские сады и школы не готовы работать с такими ребятами?
– В Туле в обычных школах ситуация, конечно, неблагоприятная. Могу разве что отметить школу на Вересаева, они молодцы, принимают всех детей без исключения, вводят в инклюзию, работают с семьей.
Я сопровождаю мальчика с ДЦП уже три года в индивидуальном порядке. Мы как-то сблизились, и я до сих пор веду эту семью. С его мамой мы искали ребёнку школу. Во многих, видя нас, делали удивленные лица: «Мы вообще про это ничего не знаем. Какая инклюзия? Как мы вас возьмёт, что мы с вами делать будем?». Готовности образовательных учреждений работать с такими детьми, действительно, нет.
Наведём мосты
– Что нужно сделать, чтобы она появилась? Возможно ли это в ближайшее время?
– Думаю, возможно. Мы видим выход в том, чтобы объединять усилия всех вообще учреждений, не только образовательных. У нас, например, партнеры преподаватели ТГПУ. Они нам и с волонтерами помогают, и методические экспертизы делают. Представители бизнеса тоже должны быть включены, как и некоммерческие организации. Опять же, без сообщества родителей сложно решать большие задачи.
Нужно продвигать психолого-педагогическую поддержку семей, работать в детских садах. Нужно подготовить общество к принятию такого ребёнка. Сначала психолог готовит воспитателей и учителей, потом они детей, объясняя: «Сейчас к нам придёт ребёночек. Он немножко не такой как мы, но будьте к нему добры».
Сейчас тульский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки ввёл много открытых курсов, делает рассылки. Но дело в том, что один воспитатель выйдет с этих курсов и начнёт что-то применять, а другой выйдет и забудет. И продолжит работать в своём болотце, как делал это предыдущие пятнадцать лет.
Решение одно – нужно создавать комплексные сообщества типа ресурсных кабинетов, позволяющих родителю быть информированным, получать помощь в выборе учреждения. В них должны работать специалисты, объединяющие педагогов, руководителей разных учреждений, общественность, родителей.
Наш проект, о котором я говорила выше, как раз предполагает создание такого кабинета. Красивого, оборудованного всем необходимым для занятий, где можно проходить курсы коррекции и реабилитации и называется проект соответственно - «Наведём мосты». Открыть кабинет планируем вместе с Благотворительным фондом «Достояние» на базе «Центра детского творчества». Там будет проводиться работа психологов с семьями, растящими детей с ОВЗ, родители будут общаться между собой.
Проект должен помочь ребёнку безболезненно включиться в образовательный процесс и взаимодействовать с другими взрослыми и сверстниками, начать посещать образовательные учреждения. То время, что малыш будет находиться в образовательном учреждении, родители могут потратить на восстановление своего внутреннего потенциала, что способствует укреплению отношений между супругами и другими членами семьи.
– Как вы воспринимаете свою работу сегодня? Обрели умение несколько дистанцироваться от проблем детей с особенностями развития и их родителей?
– Я не могу отстраниться. Болею всей душой. Бывают ситуации, когда невозможно помочь - просто нет материальных ресурсов – это очень тяжело переносить. Вот я даже сейчас с вами разговариваю и волнуюсь: передо мной лица ребят, которым хочется и надо помочь. Не знаю, если б реагировала иначе, была бы я эффективна.