Пару лет назад по Туле прокатилась волна детских самоубийств. Вот лишь некоторые факты: в октябре 2010 года, спрыгнув с 12-го этажа жилого дома в Заречье, счеты с жизнью свела 12-летняя школьница. В оставленной девочкой предсмертной записке было всего одно предложение: «Я отправляюсь к ангелам». Буквально несколько дней спустя с 16-го этажа дома №47-б по улице Металлургов спрыгнула 15-летняя девочка. Год назад - 14 марта 2012 года с балкона 12 этажа дома №2 по ул. Вильямса спрыгнула 13-летняя девочка – ученица 6-го класса расположенной по соседству школы. На следующий день 12-летний учащийся одной из зареченских школ решил свести счёты с жизнью из-за плохой успеваемости и полез в петлю. Спасти мальчика не удалось – юного самоубийцу обнаружили слишком поздно.
Что заставляет наших детей сводить счёты с жизнью? Что может послужить причиной суицида? Как предотвратить трагедию? Об этом и многом другом в понедельник говорили в муниципальном центре психологической помощи «Шанс» - там прошёл семинар для работников образовательных учреждений на тему: «Профилактика суицидального поведения в подростковой среде».
Страшная статистика
«Ежегодно в России происходит около 4 тысяч попыток самоубийств. Более полутора тысяч из них заканчиваются трагически – отмечает психолог Людмила Романова, - Средний возраст юных самоубийц – 10-14 лет. Не нужно быть академиком, чтобы понять, что всплеск суицидальной активности приходится на так называемый «переходный возраст» - период, во время которого детская психика особенно неустойчива. В этом возрасте подростка захлестывают эмоции, с которыми он ещё не научился справляться. Эмоции, переживания, стрессы плюс непонимание со стороны более взрослых людей – и вот, перед нами готовый самоубийца. Образно говоря, суицид – это крик о помощи. Подросток пытается привлечь к себе внимание окружающих, попросить у них помощи и поддержки, но не находит отклика и совершает роковой шаг в пропасть.»
Каковы причины подросткового суицида? Здесь можно перечислять долго: это могут быть отношения в школе, непонимание со стороны сверстников, конфликт с педагогом, неразделенная любовь и даже мода – некоторые молодежные субкультуры уделяют большое внимание смерти и всему, что с ней связано. Но прежде всего это отношения, сложившиеся внутри семьи. Это не только «благополучность» или «неблагополучность», это и отношение родственников к ребенку. Если папа в своё время не стал чемпионом по легкой атлетике и теперь насильно делает из сына спортсмена, а у мальчика что-то не получается – со временем эти, на первый взгляд, совершенно безобидные, неудачи могут превратиться в комплекс неполноценности, ребенок будет ощущать себя никчёмным ненужным, станет замкнутым и агрессивным, а значит, со временем может задуматься и о суициде.
«Подростковый суицид имеет четыре стадии, - рассказывает Людмила Романова, - Первая – это переживания. Подросток задумывается о смысле жизни, своём предназначении, как умеет, переосмысливает своё прошлое. Далее он начинает думать о смерти, задается вопросом: «Как изменился бы этот мир, если бы я умер?» Чаще всего потенциальный самоубийца приходит к выводу, что его смерть ничего не изменит, и это ещё сильнее угнетает его. Он начинает обдумывать свой уход из жизни – детально планирует, как, где и в какое время он совершит самоубийство, читает какие-то материалы на тему смерти и суицида, в его речи чаще звучит слово «смерть». Он становится равнодушным, замкнутым, перестает общаться с друзьями. Если ваш ребенок отгораживается от внешнего мира, это должно вас насторожить. Самое главное здесь – не оставлять его одного, чем-то занять подростка, чтобы у него не было времени на всякие ненужные мысли, и тем более, действия. Будьте рядом, интересуйтесь жизнью вашего ребенка и, если надо, предлагайте свою помощь. Но помните: если все ваши усилия оказались напрасными – суицид вступает в свою последнюю, самую страшную стадию: подросток сводит счёты с жизнью».
Жить или умереть?
Как ни парадоксально это звучит, но не все самоубийцы по-настоящему хотят умереть. В большинстве случаев за суицидальными намерениями скрывается желание привлечь к себе внимание.
«Различают три типа суицидального поведения, - комментирует Антон Панов, врач-ординатор Тульской областной психиатрической больницы имени Каменева, - Демонстративное, аффективное и истинное. При демонстративном поведении подростки стараются своими действиями привлечь внимание окружающих. Они режут себе руки, глотают снотворное, имитируют повешение. За всем этим скрывается банальный недостаток внимания – на самом деле такие «самоубийцы» не хотят всерьез свести счёты с жизнью. Конечно, этот тип поведения по-своему опасен – ребенок может просто не рассчитать дозу снотворных таблеток. Аффективное поведение основано на сильных эмоциях. Подросток настолько потрясен и взволнован, что не может до конца контролировать свои действия. Находясь в состоянии аффекта, он может сделать с собой всё, что угодно. И третий тип – истинное суицидальное поведение. Оно характеризуется чёткими, продуманными действиями – человек всё решил, его уже не остановить. Такие самоубийцы действуют наверняка – бросаются под машины, прыгают с крыш. Их уже не удаётся спасти».
Суицид – явление общественное
Что же делать, чтобы избежать подросткового суицида? Ответ столь же прост, сколь и сложен: не допустить перемены духовных ценностей.
«Суицид – явление социальное – убежден психиатр Александр Козлов, - Динамика суицида зависит от общественных изменений. Что удерживает нас в этом мире? Наши цели и ценности. Но, к сожалению, ценности со временем меняются. Сейчас почти никто не задумывается о духовной составляющей нашей жизни – все думают только о материальных ценностях. Именно из-за них и происходит большинство самоубийств. Человек смотрит телевизор, видит там красивые яхты, дорогие машины, роскошные дома и приходит к выводу, что у него этого никогда не будет. А раз не будет – зачем тогда жить? Ещё одна глобальная проблема – это упрощенное представление о жизни. Мы почти разучились создавать что-то новое, творить, делать открытия – теперь у нас есть только одна цель: потреблять. Это неправильно. У человека должно быть дело, в котором ему не будет равных, которое поможет ему самореализоваться и завоевать авторитет и уважение окружающих. Человек (а особенно, подросток) должен знать и верить, что он кому-то нужен, что в нём кто-то нуждается. И эту веру должны вселить в него, в первую очередь, родители и педагоги».