Примерное время чтения: 9 минут
613

«Саблей по русофобам». Почему писатели-оппозиционеры нынче в чести?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. "АиФ в Туле" 20/02/2019
Олег Хафизов / Из личного архива

Хорошо быть русским писателем, если твоя фамилия Толстой или Тургенев. Если ты граф или хотя бы богатый помещик и не испытываешь необходимости лишний раз задумываться о хлебе насущном.

Сиди себе на стуле да бичуй общественные пороки, пока тебе румяные крепостные девки «кофий» подают. Ещё лучше быть русским писателем, живущим в Париже. Знай себе ругай Путина да получай за это гранты от тамошних «друзей демократии». 

Герои ненашего времени

Борис Терехов, «АиФ в Туле»: Олег, вот написали вы очередную книгу. На сей раз о Фёдоре Толстом. А может ли в наше «собачье» время Толстой быть кому-то интересен? Ведь кумиры нынешнего поколения - это Человек-паук и Гарри Поттер, в самом лучшем случае - Брюс Уиллис…

Фото: Из личного архива/ Елена Хафизова

Олег Хафизов: Не всё так плохо. Как раз наоборот: в последнее время я наблюдаю большой подъём интереса к Толстым. Ведь, помимо всеми почитаемого Льва Николаевича, из этого рода вышло огромное количество ярчайших личностей. Фёдор Иванович, известный под прозвищем Американец, - один из них. Участник первой русской кругосветной экспедиции. Герой Русско-шведской войны 1808-1809 годов. Георгиевский кавалер, получивший награду за личную храбрость в Бородинском сражении. Друг Грибоедова, Жуковского и Дениса Давыдова. Дуэлянт, бретёр и знаменитый карточный шулер.

В отличие от своего двоюродного племянника Льва Николаевича Фёдор Иванович не исповедовал философии «непротивления злу насилием». Запросто мог выкинуть в окно непонравившегося собеседника. Убил на дуэлях 11 человек. То есть в нашу эпоху запросто вписался бы.

Согласитесь, такой персонаж был просто обречён на то, чтобы со временем стать героем авантюрных романов. А этот жанр всегда был популярен. И сегодня интерес к нему остаётся на высоком уровне. Читающие люди были, есть и будут.

- Но книгу мало написать, её ещё и издать надо.

- Обычно я посылаю свои книги в разные издательства. Одно-два - обязательно откажут, но на третий-пятый раз удача мне улыбается - и со мной заключают договор.

Открою один секрет, который, возможно, пригодится начинающим авторам. Главное - чтобы твоё произведение попало в некую существующую серию. Нужно открыть сайт издательства и посмотреть, что у них там есть: «Дамский роман», «Исторический роман», «Сентиментальный детектив» или ещё что-нибудь. Если ваше творение на сто процентов вписывается в заданную тему, скорее всего, его напечатают.

Помню, когда издавали мою книгу «Кукла наследника Какаяна», её оформили именно как дамский роман. Даже на обложке нарисовали полуголую женщину, которая сидит, раздвинув ноги. На самом-то деле произведение совсем не эротическое, а, скорее, философское, но издатели посчитали, что под таким соусом книгу будет легче продать. Я в подобных случаях не спорю: бизнес есть бизнес, у него свои законы. 

Досье
Олег Эсгатович Хафизов. Родился 13 марта 1959 года в Свердловске. Писатель, журналист. Окончил Тульский педагогический институт. Работал переводчиком технической литературы в НИИ и КБ. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Был журналистом, телеведущим, редактором телевидения, сценаристом. Преподаёт журналистику, нередко пишет статьи в «АиФ в Туле». Включён в энциклопедию «Русские писатели. Современная эпоха», в которой собраны наиболее известные отечественные литераторы, родившиеся после 1917 года. Женат, воспитывает дочь.

- У издательств есть какие-то условия, без соблюдения которых оно не пойдёт на сотрудничество с автором?

- Пожалуй, есть. Не то чтобы они обязательны, но, скажем, крайне желательны. Как ни странно, в нашей стране наиболее невыгодно писать романы о России и с симпатией отзываться о ней и её истории. Подобные произведения издаются с огромным трудом. А вот нечто оппозиционное, чернушное и откровенно русофобское идёт на ура.

Я не знаю механики финансирования нашего книгоиздательского бизнеса, но у меня складывается впечатление, что там вертится немало денег из-за рубежа и писатели, негативно отзывающиеся о нашей стране, искусственно проталкиваются наверх. Взять того же Акунина. Уверен, что крупные издательства не сотрудничали бы с ним так активно, не будь он ярко выраженным оппозиционером.

- Акунин действительно откровенно не любит Россию, славян и лично президента Путина. А вам Путин писать романы не мешает?

- Не мешает. И никто из его предшественников не мешал. Если в голове у писателя что-то есть, никто ему помешать не сможет.

- На ваш взгляд, имеет ли право писатель искажать исторические факты под тем предлогом, что он не научное исследование проводит, а беллетристику сочиняет? Дескать, я художник, я так вижу…

- Тут у каждого свой путь. Я, например, в романах о Толстом-Американце ничего не выдумывал, кроме диалогов. Все факты подтверждены историческими источниками, с которыми я работал более четырёх лет в разных российских библиотеках.

Да и зачем что-то выдумывать, если история нашей страны переполнена по-настоящему выдающимися личностями. Их настоящие деяния намного интереснее любых фантазий. Особенно русофобских.

- Вы уже решили, какая из сильных русских личностей станет героем вашего следующего романа?

- Я продолжу историческую тему и уже приступил к работе над романом об Артемии Волынском* - незауряднейшей личности, сотканной из противоречий. Где-то добр, где-то жесток. В чём-то справедлив, в чём-то подл. Такой характер для писателя намного интересней образа традиционного положительного героя.

Роман будет называться «Сабля Волынского». Вы знаете, что Артемию Петровичу в своё время подарили саблю, найденную у нас на Куликовом поле? И она сыграла в его судьбе определённую роль. И позитивную, и трагичную. Уверен, что история этого оружия обязательно заинтересует российского читателя. Без выдумок и разного рода «чернухи». 

От жены к любовнице

- Как живётся сегодня русскому писателю в материальном плане?

- Совсем не так красиво, как многим из читателей думается. Для подавляющего большинства написание книг - это, скорее, хобби. А средства к существованию мы зарабатываем в других местах. Я, например, тружусь научным сотрудником в музее-заповеднике «Куликово поле». Мой знакомый писатель Леонид Юзефович - автор множества популярных исторических романов и лауреат всего, что только можно - преподаёт в нескольких вузах. Конечно, существуют и люди, хорошо зарабатывающие на жизнь именно литературой. Но их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Скажем, мои рассказы охотно берут такие солидные журналы, как «Новый мир», «Октябрь» или «Сибирские огни». Но то, что мне там платят, - это, как говорится, на пиво. А некоторые издания даже и не предлагают денег. Максимум - присылают несколько номеров, чтобы я мог подарить их друзьям.

Впрочем, так всегда было. Ещё Чехов говорил: «Журналистика - моя жена, а литература - любовница». Так и получается, что мы просто периодически сбегаем от жены к любовнице. Чисто ради удовольствия. Совсем как в жизни. 

- Не боитесь так шутить в присутствии собственной жены?

- Не боюсь. Лена у меня - умница и шутки понимает правильно.

- А не самые высокие заработки провинциального писателя тоже правильно понимает?

- Знаете, недавно мне предложили написать сценарий к телесериалу про Карла Маркса. Встретились с продюсером, обговорили условия. Он предложил весьма неплохой гонорар, плюс возможность съездить за счёт студии в Германию для изучения архивных материалов, а потом ещё и на съёмки.

Разговор происходил как раз в присутствии моей жены. Когда мы вышли из кабинета, она спросила: «Олег, ты можешь сделать мне один подарок?» - «Какой?» - «Откажись!».

И я сделал ей этот подарок. Не без удовольствия, потому что и у самого к этой работе душа, если честно, не лежала. А Лена это почувствовала. Я ответил на ваш вопрос?

На Довлатова не обижусь

- По законам жанра последним должен стать вопрос о творческих планах…

- Ну как же без них-то… Помимо романа о Волынском, я задумал написать цикл рассказов о Куликовом поле. Не только о великой битве, состоявшейся здесь в XIV веке, а об этом харизматичном для России месте как таковом. На этом поле во все века происходило много интересного, связанного с яркими личностями - от Тамерлана до персонажей из 80-х годов XX века. Продолжаю писать рассказы и на современные темы. 

Я с огромным уважением отношусь к творчеству Довлатова. Если кто-то меня с ним сравнит - я, мягко говоря, не обижусь.

- На современные темы - это про кого? Раньше писали про токарей и монтажников, трактористов и доярок. А сейчас? Про бизнесменов, что ли?

- Зачем про бизнесменов? И кроме них очень много интересных людей у нас живёт. Я же долгое время журналистом работал. Огромное количество историй в архиве скопилось. Хочу в литературной форме рассказать их людям, ибо они того стоят. И люди, и истории.

- То есть планируете заняться «довлатовщиной»?

- Можете и так написать. Я с огромным уважением отношусь к творчеству Довлатова. Если кто-то меня с ним сравнит - я, мягко говоря, не обижусь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах