Каждый, без преувеличения, туляк сталкивался с этой проблемой. Мат и бранные слова повсеместно. И в виде надписей на стенах, и на улицах звучат. И – в современном музыкальном творчестве. А между тем, 3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. В его преддверии мы обсудили эту тему со «знающими людьми».
Вот что рассказала о русском мате доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого, старший научный сотрудник Центра русского языка и региональных лингвистических исследований ТГПУ им. Л.Н.Толстого Нелли Красовская.
Откуда истоки пошли
Дмитрий Орлов, tula.aif.ru: Где они, корни русской нецензурной лексики?
Нелли Крассовская: В целом история нецензурной лексики отражает историю развития нашего языка. В большинстве своём мат - это русское явление, возникшее в ходе развития языка. Конечно, как и многие явления русского языка, имеющее более глубокую историю и восходящее в праславянским или индоевропейским корням.
- Как использовалась ненормативная лексика ранее?
- На этот вопрос трудно ответить. Конечно, если связаны эти лексические единицы с историей языка, то и значение у них было совершенно иное. Сейчас мы в основном так или иначе их связываем с проявлением половых отношений, но в истории языка слова имели совершенно иной смысл, связанный с обозначением иных действий и предметов окружающего мира. –
- Тогда – а что сегодня можно считать ненормативной лексикой?
Нецензурная лексика, как я уже сказала, это часть обсценной лексики. Она довольно разнообразна, помимо традиционного набора слов в неё могут входить и некоторые диалектные слова. И - грубые, сниженные, но если речь идёт о каком-то анализе, то его можно установить с учётом контекста и словарей.
И в книгах, и со сцены
- «Запретные словечки» сейчас очень популярны в музыке – особенно у рэпперов и панков. Но ведь и русские классики ими не брезговали?
- Ну было и было! А что тут такого, от этого ни Пушкин, ни Лермонтов не становятся менее гениальными. Писатели и поэты, язык которых до сих пор является эталоном богатства и разнообразия, не могли не знать нецензурных слов. Но, читая их шедевры, мы же не думаем о том, что «вот, а где-то у автора есть и нецензурное слово»....
- А что в этом плане сегодня – в литературе и музыке? И – каково Ваше личное отношение к ненормативной лексике, как в искусстве, так и в жизни вообще?
- Наша речь в большей или меньшей степени соответствует литературным нормам. Это напоминает маятник, он качается то в сторону более жёсткого соблюдения норм, то в сторону более слабого следования нормам. Сейчас мы, наверное, постепенно выходим из состояния чрезмерного использования всего ненормативного, как мне кажется. Но, конечно, были, есть и, наверное, будут произведения песенного жанра, кино и т.д., в которых мы и слышали, и услышим нецензурные выражения и слова. Вопрос, что за песни, что за фильмы? И насколько оправдано использование этой лексики? Это - уже вопрос личной культуры автора, сценариста, актера, исполнителя и т.д. Тут трудно наложить запреты - на мой взгляд, это хорошо - каждый слушает и смотрит то, что ему нравится. Мне не нравится, когда вокруг говорят на «матерном языке», я стараюсь либо по возможности пресекать это, либо избегаю такого окружения. Но я прекрасно понимаю, что «меткое и острое» русское слово иногда может свидетельствовать об эмоциональности речи, стилизации и т.д. Это же часть языка, хорошо, что она есть...
Но плохо, когда мы по-другому, иначе не можем выразить мысль или эмоцию. Вот это уже нехорошо. И ещё - да в нашем языке есть такая лексика, её много, но становится очень грустно, когда носители других языков, выражая эмоции, переходят на русский мат... Они берегут свой язык? У них табу на использование мата? Или русский мат уже заимствован другими языками? Это вопросы, над которыми стоит задуматься... Наверное, нельзя обойтись без каких-то моментов назидательности - я не ханжа вовсе, но становится страшно, когда от школьников 10-15 лет слышишь речь, выстроенную только с использованием нецензурных выражений.
Стремление стать быстрее взрослыми - какими? Влияние школы, улицы? Тут очень много вопросов, прежде всего над которыми должны задуматься родители, воспитатели...
Комменатрии
В современном искусстве нецензурная лексика, как это ни странно, стала нормой. Особенно – у рэперов и панков. «Поколение Z» - рождённые после 2000 года - выбирает, преимущественно, рэп. Вот как эту ситуацию прокомментировал известный в стране и за рубежом рок-музыкант Дмитрий Мулыгин.
«Сейчас – это просто проявление бескультурья, дети в троллейбусах матерятся в открытую. Когда им делаешь замечание – они даже не понимают – за что? Всё идёт из жизни, это сейчас – язык улицы, который вдруг стал почему-то нормой. У основоположников русского панка – групп «Гражданская Оборона», «Сектор Газа», «Х.З.» и у Александра Лаэртского был мат в текстах, но – в ограниченном количестве. И в советское время его использование было связано с формой протеста. И в литературе и в музыке это было, но это тогда носило форму культурного эксперимента. А сейчас –мат стал формой жизни. Повсеместно матерятся все и везде. И трагедия в том, что это стало нормой. Сначала эстетические категории стали размытыми и недоказуемыми, а теперь – и этические. Нездоровая ситуация. Современным музыкантам шокировать матом не получается, а вот привлечь публику скабрёзной грязью – стараются.
Фронтвумен группы «Архипанк» Юлиана:
«Всё чаще это позёрство... Но есть и группы, у которых это выражение эмоций, бьющих через край, выражение протеста.
С рэпом так же дела обстоят. Кто-то вкладывает эмоции, а кто-то поливает ради хайпа.
Так как не ругаюсь матом и считаю это вульгарным, особенно когда он исходит из уст девушек, то считаю и в творчестве не приемлемым. Но - слушатели в основной своей массе, любят, когда в песнях присутствует мат. Когда музыканты поливают матом со сцены, вообще считаю это неуважением к слушателю, пришедшему на концерт. Единственная тульская группа с ненормативной лексикой, которая приходит на ум – «Взрыв чуда».
Да, сейчас и правда – «вокруг больной эфир». Давайте сохранять «экологию языка» - ведь крепкое словцо не всегда уместно».