Год семьи, Год молодёжи, учителя, космонавтики, истории, экологии, культуры, литературы… А толку-то что?
Олитературились?
Среди писателей тульского края, судя по нашим уличным опросам, первым на ум тулякам приходит Лев Толстой. А вот Жуковский и Тургенев, жившие в поместьях Белёвского и Чернского районов, уроженцы Тулы Глеб Успенский и Викентий Вересаев вспоминаются с трудом.
И вот грянул Год литературы. Тульские литераторы, помнится, хоть и с лёгким скепсисом, но не без надежды ждали от него некоей литературной движухи. Внимания к классикам и к ним — уже немолодым, но уверенным в своём таланте, подтверждённом публикациями в литературных изданиях и выходом книг.
Однако открытие Ледового дворца, новые велосипедные маршруты, футбольный триумф затмили имена местных поэтов и писателей. А там и кризис нахлынул с его «быть бы живу»…
Но успели, успели туляки отметиться. Летом в «Ясной Поляне» организовали конкурс среди молодых поэтов. В Чернском районе прошёл традиционный фестиваль для детей «Бежин луг», напротив тульского цирка открыли долгожданный памятник Глебу Успенскому, туляки поучаствовали в «толстовском марафоне». В Туле построили «домики для книг». Правда, только в Центральном парке. Народ отнёс туда учебники по физике и истории, слегка разбавив литературными произведениями.
На подмостках театров ставили классику, переведя её на очень современный язык. В Туле замахнулись на древнегреческого комедиографа Аристофана. Тульскому зрителю весь сезон показывали современное прочтение «Лисистраты», вызвавшее неоднозначное отношение как раз
Мотор! Камера! Поехали!
И вот пришёл он, новый год. Год кино.
Оптимисты надеются, что хотя бы тематический год поможет решить накопившиеся проблемы. Скептики уверены: Год кино — затея провальная, особенно в условиях кризиса, когда у народа не хватает денег не то что на билет в кино, но уже и на хлеб.
«К тому же русское кино давно умерло, погребённое тупыми сериалами и «ментовскими» историями с убийствами, кровью, — говорят они. — Не умеем мы снимать блокбастеры, не российское это — гонки, перестрелки, спецэффекты, ну так чего насиловать свой народ?»
И что прикажете делать, когда кино, вдохновляющее, трогающее душу, вызывающее гордость за отечественных кинематографистов, уже почти не снимается, а киношная жвачка набила оскомину?
Комментарии
Михаил Майоров, краевед, писатель:
— Говоря о прошедшем Годе литературы, могу отметить лишь два значимых события: открытие в Туле памятника Глебу Успенскому, на которое не были приглашены ни литературоведы, ни потомки писателя. Мало того, чиновница городского комитета культуры прямо сказала мне: «У Глеба Успенского не было детей. Кого звать?». Для справки: от пятерых детей (двух сыновей и трёх дочерей) писатель получил 7 внуков, 15 правнуков и далее в арифметической прогрессии. Среди его свойственников — сам… Борис Гребенщиков. Ну так кто же станет чествовать музыканта, написавшего песню «Губернатор»?
А из живых исследователей Успенского и вовсе остался один я. Мои книги, содержащие главы и библиографию об Успенских, приобрели музеи в Сябренницах, Чернигове, Талдоме, Вятке, Минске. Но департамент культуры Тульской области это не интересует.
Ещё одно открытие памятника произошло в Ефремове, но называть это масштабным событием язык не поворачивается. В пределах города на прохожих взирает уже четвёртый (!) памятник И. А. Бунину. Значит, кто-то успешно отчитался за выделенные средства. Могу посмешить: в Ефремове проживает последний из рода Успенских — краевед Г. Н. Польшаков. 17 июня, после открытия памятника и скрытого от «плебса» (вот мы с Польшаковым для них плебс!) банкета, устроенного для чиновников, мы напомнили белодомовским гостям об их же плане посетить могилы Буниных, но одно очень ответственное лицо нам сказало: «Кладбище Буниных? Вы говорите страшные и возмутительные вещи! Я не могу слышать такие слова!» И чуть не застонав в припадке ужаса, заменило реальную память на паломничество в какой-то дальний храм. Но разве к году литературы не относится наш сборник «Бывший некрополь в Ефремове и бывшие сельские погосты», по которому открыли отдельный форум с публикацией неизвестных документов!? Ведь в Ефремовском районе уничтожены могилы Арсеньевых, Лёвшиных, Паустовских, героев суворовских войн, цвета купечества и священства. Книга разошлась моментально. Реакция на такую неприятную тему от департамента культуры одна: «Как умер? Я такого распоряжения не давала!» В план не входило…
В начале минувшего года, кроме ефремовской книги, мною издан «Историко-топонимический словарь Новосильского уезда» (авт.: Т. В. Майорова, О. В. Полухин) и пятый том о тульских некрополях, а в конце — книга о декабристах Тульской земли. Тираж небольшой, но для библиотек это стало событием. Вот, пожалуй, для меня и весь Год литературы. Хочу сказать откровенно: объём сделанного за долгие годы не могу даже приблизительно обозначить, но ленюсь возиться с подачами на премии, награды и вступать во всякие подавляющие личность союзы писателей. Всякий раз ужасаюсь, узнавая, кто туда попадает. Фамилии чисто по-советски называть не будем (а значит, продолжим воевать с ветряными мельницами).
Последний факт — самый «весёлый». В сентябре 2015 в сетевых новостях появилось уверение Т. В. Рыбкиной о грядущем выходе «Тульской историко-культурной энциклопедии». Почти полтора года тянется подготовка издания, в международной значимости коего его создатели, как я вижу, не отдают себе отчёта. Набившие руку на совковых биографических словарях, они думают, что с полпинка выдадут миру очередную халтуру с портретом Главного на титуле (ни в каких регионах этого нет). Но что-то мешает. Издание упорно не выходит, а реальные причины задержки стыдливо скрываются. Мотивов несколько, но все стекаются к личной взаимной неприязни, к отсутствию среди них действительных учёных с запасом честных, а не лжепатриотических трудов, и наконец, к равнодушию редколлегии к общему делу. Пробить тульский бетон — сложнейшая задача. Меня очень удивляет «красный пояс» — ведь до революции здесь почти не было оппозиции, а теперь от большевиков в глазах рябит. Это люди без истории. Если они по сей день будут верховодить в подготовке этой «Энциклопедии», упиваясь внешним уважением к себе, и пока состав редколлегии будет утверждать постороннее лицо из Серого дома, ничего дельного ждать от будущей книги не стоит.
Однако наступает Год кино, и что-то мне подсказывает, что он несильно будет отличаться от предыдущего. В 1970-х, в годы моего детства, в Доме профсоюзов, ныне снесённом, проходили кинолектории. Их вёл искусствовед и талантливый человек, один из моих помощников по книге о еврейском некрополе Юлий Бердичевский. Там показывали картины, которые потом обсуждались в зале; приезжали актёры, съёмочные группы. Было интересно и полезно, расширялся кругозор. Конечно, в тех фильмах не заострялось внимание на политике и истории, но поднимались морально-этические темы.
Теперь такие лектории Бердичевский ведёт в Израиле, и они пользуются большой популярностью. Самое интересное: треть посетителей его клуба — бывшие туляки. Именно на 32-м Иерусалимском международном фестивале награду получил фильм Юрия Быкова «Дурак» — фактически про Тулу, ибо в основном снимался в здании общежития на ул. Металлургов. Это сильный фильм, а туляки узнали в персонажах кое-какое начальство… Ну и что? Как там департамент культуры-то, всё не реагирует?..
Так что, видимо, Год кино, скорее, пройдёт в Израиле, а Тула блестяще отчитается и втихомолку раздаст внутренние премии. Это и привычно, и обычно — посторонним вход воспрещён.
Людям необходимо тренировать гибкость ума, то есть смотреть спокойные, философские фильмы, с лёгким тонким юмором, без погонь и перестрелок, исподволь разжигающих милитаризм, и без того уже перешагнувший все мыслимые планки.
Некоторые знакомые актёры называют две основные проблемы современного кинематографа. Первая — заезженность литературных произведений, которые препарируют все кому не лень. Сколько можно «грубо иметь» Анну Каренину! Ведь сам Толстой просил своих детей «не читать этой ерунды». Вторая — непрофессионализм в организации съёмочного процесса. Часто рассказывают, что уже никто не снимает по пять-шесть дублей, как это было раньше, не монтируют оговорки или ошибки. Всё идёт на одном фоне (наибольший ужас — недавний «Тихий Дон»), потому что дешевле. Дешевле — идите снимать детские утренники.
Хотелось бы пожелать нашему кинематографу хотя бы одного гения.
Кстати, проблемы ведь и с нашими мультфильмами. Советские мультики — самые добрые в мире. Разве это не аксиома? Сегодня на экране царят типажи, сюжеты банальны, а порой и страшны. Богатырь стоит на распутье: «Русь– враги». То есть он на верном пути к недавнему призыву какого-то «единения», а все, кто не русские, — чьи-то враги? Это впаривается с младенчества и «почему-то» не относится к экстремизму. Очень надеюсь, что эталоны порядочности в среде отечественных мультипликаторов — Гарри Бардин, Вера Мякишева, студии «Пилот», «Константин Бронзит», хотя это далеко не все, — будут держаться и держать публику в состоянии приятного ожидания.
Александр Карпиловский, актёр, режиссёр:
— Я не заметил и прошлый Год литературы, и позапрошлый Год культуры. Для меня не изменилось ничего. Подозреваю, что с Годом кино получится такая же история. Сюжет избит. Чтобы снять что-то стоящее, нужны деньги, и это не зависит от названия года.
Мы каждый год подаём заявку на финансирование наших проектов в Госкино. В этом году обещают так называемые безвозвратные деньги.
Во-первых, ещё вопрос, такие ли уж они безвозвратные, а во-вторых, вряд ли они достанутся нам, ведь кусок уже поделён, скорее всего.
В этом году нам надо снять третью часть фильма «Частное пионерское». Это история детей — современные «Детство», «Отрочество» и «Юность». Мы решили, что будем делать фильм каждые два года, чтобы ребята взрослели, менялись, что и собираемся отражать на экране. Первые два фильма имели успех, но третий мы не можем снимать, так как не дают денег. Говорят, мол, не ясна целевая аудитория фильма. Дело в том, что ребятам по 16 лет, они уже не дети и ещё не взрослые. Так что же, нам не нужны фильмы про таких детей?
Вот ищем свои источники, чтобы всё-таки осуществить задуманное, на коррумпированные госсистемы уже нечего надеяться.
Дмитрий Матов, режиссёр:
— Для меня как режиссёра каждый год — год кино, а так как по первому образованию я учитель русского и литературы, то и каждый год — год литературы. Если говорить серьёзно, то всё это напоминает отголоски советского прошлого, когда мы любили что-то провозглашать и клепать лозунги.
Лично для меня это не имеет значения, потому что за лозунгами часто ничего не стоит. Конечно, год только начался, но пока никакого движения на рынке киноиндустрии я не вижу, помощи от государства особо — тоже. Поэтому хорошо бы от ярлыков перейти к деятельности. Лучше бы каждый год у нас был годом Человека и Гуманизма, тогда мы сможем созидать и создавать, при этом как минимум лучше не мешать, а как максимум — помогать.
В современном отечественном кинематографе проблем много, поэтому даже не знаешь, с решения каких начинать, и один год тут точно не поможет. Одна из них — отсутствие сценаристов, пишущих глубокие, умные, талантливые сценарии. Когда-то мы славились сценарной школой, но пока достичь тех же успехов нам не удаётся. Сейчас проводятся семинары, лекции, встречи, но грамотных и хороших сценаристов по-прежнему мало. И всё-таки, думаю, пройдут годы — и народится новое, талантливое поколение. Так что продолжаем жить и надеяться.