Примерное время чтения: 4 минуты
371

Тульский археолог о спасателях, хитрых строителях и чёрных копателях

Спасатели с лопатами

- Если в центре Тулы собираются строить какое-то здание - будь то офис, торговый центр или жилой дом - не важно что, перед началом строительства на объект заходят археологи и досконально его изучают. Это по сути спасательные работы, - рассказывает Алексей Михайлович. - На практике, правда, всё происходит примерно так. К нам приходит представитель фирмы-застройщика и говорит: «Ребята, послезавтра мы начинаем строительство, берите лопаты - завтра всё должно быть сделано». И никого не интересует, что все работы необходимо согласовать с министерством культуры, с местными властями и только потом уже следует обращаться к археологам. На сбор необходимых бумаг может уйти несколько месяцев, а строители подгоняют: им надо объект сдавать, они теряют деньги. Поэтому к нашей работе большинство заказчиков относятся как к ненужной формальности и не воспринимают всерьёз. Уже 15 августа вступают в силу поправки к Административному кодексу, согласно которым за такие «фокусы» можно получить очень серьёзные санкции - миллионные штрафы за игнорирование требований власти и разрушение культурного наследия.

АиФ-Тула: - А что мешает заказчику обратиться в частную фирму, где ему всё сделают быстро, точно и без проволочек?

А.В.: - Ни один археолог, работает он в госучреждении или в коммерческой организации, не пойдёт на нарушение методики изучения памятников археологии - иначе он лишится профессии.В нашем регионе всего три организации, способные провести необходимые работы. К нашему большому сожалению, археолог - профессия в Российской Федерации немногочисленная. Всего в нашей стране - от Калининграда до Владивостока - меньше тысячи профессиональных археологов. И работы для них с каждым годом становится всё больше. Ежегодно в нашей стране выдаётся около полутора тысяч разрешений на археологические работы и на каждом археологе «висят» по три - четыре объекта. Естественно, невозможно проводить такую гигантскую работу, не общаясь между собой, поэтому все археологи друг друга знают и появление какой-то новой археологической «конторы» не останется незамеченным.

Армия «любителей»

АиФ-Тула: -  А как быть с «любителями»? «Чёрных копателей» с каждым днём становится всё больше.

А.В.: - Это наша головная боль. Почти каждый псевдоархеолог неплохо зарабатывает на своём «хобби». Через несколько недель вступают в силу поправки к Уголовному кодексу, где чёрным по белому написано, что несанкционированный поиск археологических находок с использованием спецсредств, в том числе и металлоискателей, карается лишением свободы на срок до шести лет. Готовы ли «копатели-любители» заплатить такую цену за своё развлечение?

АиФ-Тула: -  А как это нововведение отразится на работе отрядов, занимающихся поиском павших бойцов?

А.В.: - На них это пока не повлияет. Археологической ценностью считается вещь, которой исполнилось более ста лет. Соответственно отряды, занимающиеся поисковыми работами на местах сражений Великой Отечественной войны, смогут спокойно работать по крайней мере до 2041 года. А вот поисковые объединения, проводящие раскопки на местах боёв Первой мировой войны, уже в следующем году должны будут передать своё поле деятельности археологам.

АиФ-Тула: - Как вы оцениваете работу поисковиков?

А.В.: - Поисковикам недостаёт научной базы и из-за этого случаются серьёзные ошибки. Например, на поисковый раскоп приехали археологи. Раскапывали воронку, нашли останки солдата, а под ними в земле - смертный медальон. С помощью анализа слоёв почвы удалось установить, что медальон лежал в воронке задолго до того, как туда скинули погибшего солдата, соответственно он принадлежал не ему, а совершенно другому человеку. Сейчас мы очень плотно работаем с поисковым центром «Искатель» и нам приятно видеть, что поисковики хотят чему-то у нас научиться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах