Дмитрий Валерин «АиФ в Туле»: - Вера Анатольевна, легко ли было организовать «АрхСтройТулу»?
Вера Гусева: - Сначала появилась идея провести первый в Туле архитектурный форум. Но поскольку мы - Союз архитекторов - организовывали всё самостоятельно, без спонсоров и поддержки властей, то замахнуться на такие масштабы у нас пока не получилось. Надеемся, выставка станет первым шагом, который приблизит нас к более крупным проектам. Однако и она получилась довольно разноплановой и интересной. Помимо экспозиции мы устроили мастер-классы, экскурсии, архитекторы и зрители общались друг с другом.
Несмотря на то что многие проекты, представленные на выставке, можно увидеть и за пределами Тульской области, все 37 участников выставки - туляки. Студенты последних курсов архитектурных кафедр, выпускники, окончившие вуз два-три года назад. Они представили своё архитектурное видение детских садов, больниц, торговых центров и жилой комплексной застройки в Москве, Воронеже, других регионах.
Смена «варягам»
- Вы сказали, что многие начинающие архитекторы реализуют себя за пределами региона…
- Большинство. Порядка 80% берутся за столичные, питерские проекты.
Отчего так происходит, сказать сложно. Ребята ищут своего заказчика сами.
Важность такого мероприятия, как тульская выставка, ещё и в том, чтобы собрать всех вместе, объединить, показать - вот это наше, тульское архитектурное сообщество.
- То есть сейчас уже можно говорить, что оно сформировалось? Ведь долгое время на этом поприще у нас работали «варяги»…
- Да, долгое время архитектурную среду в Туле представляли специалисты, попадавшие в наш город по распределению. Потом образовался вакуум: пришлые стали уезжать, а местных ещё не успели вырастить, поскольку архитектурная кафедра у нас открылась только в конце 90-х. И вот теперь уже можно с твёрдой уверенностью говорить, что эта ниша сегодня заполнена.
У наших архитекторов имеется своё собственное видение, и если ещё не свой стиль, то, по крайней мере, нас отличают особенности. Молодёжь наша мобильна, «на ты» с высокими технологиями, она достаточно активна и при этом сдержанна.
Существует ложный стереотип, что молодые архитекторы стараются сделать максимально яркий проект, может быть, даже кричащий, чтобы быть заметным. При этом мало кто думает о том, как именно это будет выглядеть в реальности. Так вот у наших архитекторов развито чувство меры и хороший вкус. И это очень вдумчивое поколение, серьёзные авторы, у которых впереди большое будущее.
- На вашу выставку приехали именитые гости…
- В гости к нам приезжали вице-президент Союза московских архитекторов, профессор Международной академии архитектуры Николай Лызлов, известный архитектурный критик Елена Гонсалес.
Честно говоря, сначала мы не верили, что они найдут время, чтобы посетить Тулу. Однако они провели в нашем городе значительную часть времени, посмотрели кремль, другие образцы интересной архитектуры. Как выяснилось, для Николая Лызлова во время его учёбы здание Тульского театра драмы было своеобразным ориентиром, как образец изящного, гармоничного, соответствующего самым высоким требованиям стиля.
Провода в небе
- Однако порой кажется, что тульская архитектура - это пример того, как делать не надо. «Свечки»-высотки соседствуют с малоэтажной застройкой, крупные торговые центры строят вблизи покосившихся изб…
- То же самое можно увидеть и в других регионах. Я много поездила по стране, видела массу городов. Проблема в том, что на определённом этапе архитектурные проекты целиком и полностью коммерциализировались. Заказчик не очень-то слушал архитектора, которого он воспринимал, скорее, как наёмного работника.
Допустим, кто-то получает участок земли под строительство. Разумеется, он старается выжать из него максимальную пользу. Поэтому заказывает проект высотки, совершенно не вписывающейся в общий архитектурный контекст. Когда проектировщик пытается объяснить застройщику это, тот искренне удивляется: «Как же так, ведь я - заказчик?» Но нельзя сказать, что нас никто не слушает. Как-никак архитектурный союз для того и существует, чтобы иметь возможность влиять на такого рода процессы. К счастью, в Туле в последнее время эта ситуация разрешается по большей части в лучшую сторону. Правда, из-за частной смены архитектурного руководства в городе нет чёткого представления о том, как именно будет реализовываться градостроительная политика.
Но общий вектор определён и понятен, он состоит из двух компонентов. Это сохранение исторических зданий, их реконструкция, а также нацеленность на комплексную застройку.
Кстати, не только хаотичная архитектура влияет негативно на внешний вид города. У нас масса недочётов и по другим объектам городского экстерьера. На улицах - огромное количество столбов, рядом со старыми ставят новые, старые не убирают. Поднимите голову вверх где-нибудь на проспекте Ленина. Посмотрите: мы ходим под паутиной проводов. Все эти коммуникации в европейский городах «замурованы». У нас же ничего не стоит опутать сетями строение, протянуть кабель прямо по наружной стене здания.
- Как вам обновлённый Тульский кремль?
- В целом это интересный проект. Многим не нравится, в какой цвет окрашена колокольня, кто-то говорит, что он неаутентичен. Однако дело не только в цвете. Нельзя не отметить, что территория кремля утратила тот дух старины, что был раньше. Где-то положили слишком много плитки, где-то можно увидеть слишком большое количество пластиковых или металлических мелких деталей и элементов. Всё же хорошо, что колокольня восстановлена, а территория кремля получила второе рождение.
- А есть ли в Туле положительные примеры обновлённых объектов?
- Лично меня в восхищение приводят изменения в Центральном парке им. Белоусова. Если сравнить его сегодняшнее состояние с тем, что там было года два назад, - это день и ночь. Кроме того, из последних приятных открытий для меня стал отреставрированный храм в Епифани. Хорошо и на высоком уровне ведётся комплексная застройка современных жилых домов в районе Зеленстроя, на улице Октябрьской. В целом архитектурный облик Тулы преображается и развивается в сторону улучшения. Важно сохранить это. И не сбавлять темпы развития.