Чтобы избавиться от транспортного коллапса на улице Советской, Туле надо переходить на принципиально новую систему сообщений. На какую именно, знает тульский архитектор Вадим Макеев.
Дома - «умки»
- Всё началось с того, что несколько лет назад я принял участие в московском форуме «Российский дом будущего», который был посвящён вопросам перспективного градостроительства. На это мероприятие я уже попал после того, как прошёл стажировку в Италии. Потому многое из того, что презентовалось в Москве в качестве передовых технологий - а речь шла об «умных домах», высокотехнологичных и энергосберегающих, управляемых дистанционно, - мне давно уже было известно. Такие дома строят лет тридцать, для этого достаточно вложить в стену пластмассовую трубу, которую можно купить на любом тульском рынке, и оставить место для каналов, по которым позже провести «артерии» «умного дома». Я подумал: ну что за бред? Зачем заниматься изобретением велосипеда? И эта ситуация вдохновила меня и группу единомышленников задуматься над тем, какими всё-таки должны быть города будущего. Мы разработали проект, аналогов которому нет в мире. Воплощались в жизнь лишь отдельные его аспекты.
- В чём его новизна?
- Наша основная задача - сделать проживание людей более комфортным и экологичным. Для этого надо избавить населённые пункты от потока автомобилей. Мы разработали несколько схем на основе тех ландшафтов, что я наблюдал в Германии. Там нет центральной автодороги и пешеходных дорожек. Автомагистрали вынесены за пределы проживания людей. Нечто подобное можно осуществить и у нас.
Нужно сегментировать территорию, отделив зону проживания от автомобильной, закрыть её. Гаражи с квартирами можно соединить теплыми переходами. Таким образом, техника с местом обитания человека не будет контактировать. Соответственно можно спокойно отпустить руку ребёнка, не беспокоясь о его безопасности во дворе. Да и самим дышать легко - незагазованным воздухом.
В Туле сейчас есть места, частично освобождённые от автомобилей - Центральный парк, например. Я видел аналогичные зоны и в Германии. Для того чтобы жить в «чистом» месте, немец должен пользоваться только общественным транспортом. Для наших реалий это не очень подходит.
- Это и будет «умный город»? Город без машин?
- Нет, это ещё не «умный город». Мы думали над тем, какими станут наши населённые пункты через 25-50 лет. Для экологии и экономии мировых ресурсов нужно строить систему, которая работала бы как Интернет - только, разумеется, в физическом мире. То есть происходил бы обмен по разветвлённой сети каналов и в случае, если один канал занят, тут же находился бы другой - свободный: Глобальная сеть всего со всем. Только в случае с Интернетом осуществляется обмен информацией, а в нашей системе - товаром. Соответственно, можно заказывать его, не покидая свой дом. Нажал на кнопку - молоко от производителя, минуя склады и магазины, приедет к тебе в квартиру.
Это могут быть, например, контейнеры, передвигающиеся по рельсам в шахтах или крытых тоннелях, это могут быть лифты. Современные технические возможности позволяют это осуществить. У нас уже сейчас существуют склады, на которых товар распределяется по алгоритмам - автоматически, без участия человека. Логистика такой системы будет работать подобным образом.
Дудка не «клюнул». А корейцы?
- Мне кажется, вы пересмотрели фантастических фильмов. Ну как эти идеи на практике реализовать?
- Какой же гром может грянуть?
- Транспортный коллапс. В Москве он случается каждые понедельник и пятницу, в Туле - ежедневно в часы пик - на той же улице Советской. К тому же Тула наполовину убита точечной застройкой. И новые высотки продолжают строить. В них будут заселяться люди, у которых тоже будут автомобили. Ситуация усугубляется с каждым днём. Чем больше машин, тем больший вред наносится экологии, да и жить на высоких этажах совсем не полезно. Группа российских учёных проводила исследования по оценке здоровья граждан: чем ниже этаж проживания, тем меньше люди болеют.
- Сами автомобилем не пользуетесь?
- Пользуюсь, но раз в 7-10 меньше, чем среднестатистический туляк. Предпочитаю велосипед, на котором даже зимой часто езжу на работу.
Гибельное дело - отсутствие вкуса
- Как бы вы могли оценить тульскую архитектуру?
- Я работал с известным итальянским архитектором Донателлой Скапини. Она занимается благотворительными делами в Чернском доме-интернате. Так вот, говоря о тульской архитектуре, она сказала, что у нас - антиархитектура. Я с ней полностью согласен. Нет единой концепции, отсутствует вкус. Застройщик, возводя здание, совершенно не думает о том, как оно будет вписываться в окружающее пространство.
А на все эти кривые углы и уродливые диспропорциональные линии смотрят дети, которым с самых ранних лет прививается плохой вкус и устанавливается низкая эстетическая планка.