Создание общественного контроля, забытый «Тульский Петергоф», творческий и профессиональный рост - далеко не все темы, затронутые известными туляками при подведении итогов ушедшего года.
Общество должно стать контролёром
Владимир СОКОЛОВ, социолог, заместитель председателя тульской общественной правозащитной организации «За права человека»:
- Своеобразным итогом прошедшего года можно считать ежегодное обращение Президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию. Это своего рода определение главных проблем страны и заострение на них внимания.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/002/871/d7f7410dcdbb2060dfeb6db44c1aaeda.jpg)
В день 65-й годовщины принятия «Всеобщей декларации прав человека» в Туле прошёл «Региональный правозащитный форум». Впервые мы перешли на серьёзный областной уровень, это уже осознанная политика, тем более что планируется создание Общественной палаты Тульской области, в основу которой положен принцип формирования Российской общественной палаты. Но это только начало.
Многие спрашивают: «В чём же заключается роль общественных организаций? Нужны ли они?» Да, нужны. Теоретически они контролируют деятельность власти и участвуют в обсуждении наиболее болезненных проблем. Если закон «Об общественном контроле» всё-таки выйдет в свет, то уже и сами общественники смогут участвовать в конкретном процессе. Сейчас мы наблюдаем за всем со стороны, а здесь мы будем включены в процесс управления и сможем приносить практическую пользу. Однако для этого должна быть подготовлена серьёзная законодательная база с чётко прописанными обязанностями правозащитных организаций и органов государственной исполнительной власти.
«Что Болотов, что Бобринский»
Виктор СУМАРОКОВ, вице-президент Союза дизайнеров России:
- Прошедший год в культурном плане мало чем отличается от двух-трёх последних. Население озабочено пополнением собственного кошелька в ожидании очередного кризиса, а в таком состоянии забота о духовности отходит на второй план. Народ осуждает гигантский чемодан на Красной площади, ратуя за первозданность исторического центра, и в то же время выстраивается в огромные очереди на живописный вернисаж Сильвестра Сталлоне. Эти факты могут служить показателем уровня массовой культуры россиян.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/001/956/1d07173de7a056ee5ea52cbb7c43146b.jpg)
Отдельно упомяну неистовое sms-голосование за «Тульский Петергоф» - усадьбу Бобринских в Богородицке.
Правительство подогревало к этому интерес до тех пор, пока не стало ясно, что Богородицк не проходит в финальный тур. Кое-кто, отправляя по десятку сообщений в день, демонстрируя местечковый патриотизм и обогащая мобильных операторов, даже не представлял, в какой части региона находится Богородицк, и до сих пор не отличает Бобринского от Болотова.
Несколько слов о новой архитектурной доминанте Тулы - шлеме нового здания Музея оружия. Туляки и гости города стремятся попасть внутрь диковинного сооружения исключительно из любопытства, купить сувениры, посмотреть, где проходят «утренники» администрации и Газпрома, посетить кафе, наконец, но не ознакомиться с оружейной коллекцией. Да и коллекции в полном смысле в новом здании пока нет. Но это не уменьшает человекопоток в «чудо-шлем».
Туляки полюбили новый архитектурный элемент города - ротонду на берегу Упы с интересным видом на старое Заречье и пока ещё чистыми газонами. Этакий уголок культуры на фоне мрачной действительности. Сюда приезжают свадьбы, здесь работают фотографы, родители с детьми кормят уток в мутной Упе. Но здесь же подростки пачкают маркерами белоснежные колонны и ограды, асоциальные элементы гадят под мостом, те же разухабистые свадьбы оставляют за собой горы пластиковой посуды и пустых бутылок…
Надеюсь, что в скором времени культура туляков шагнёт дальше пафосных фотографий на фоне надписи «Я люблю Тулу!».
«Я жив и я в восторге»
Олег ХАФИЗОВ, писатель, преподаватель ТулГУ:
- Жизнь научила меня смирению. Если за год вообще ничего не произошло, я вполне доволен. Если произошло хоть что-то приятное - я в восторге.
Среди последнего: пару раз избежал соблазна дрянной работы за хорошие деньги и остался на хорошей работе за мелкие деньги.
В университете у меня появился мой собственный первый курс, который я курирую и надеюсь «докурировать» до диплома. А со старшекурсниками я освоил две новые дисциплины. Не знаю, как они, а я в них даже кое-что понял.
В лучших российских журналах вышло несколько моих новых рассказов.
Я жив.
Я просто в восторге.