ОСОБЕННОСТИ деятельности общественных палат региона заинтересовали студентов - членов дискуссионного клуба гуманитарного факультета ТулГУ "Продвижение". Именно о них студенты говорили на заседании клуба с членами общественной палаты, депутатами Тульской городской думы и преподавателями университета.
ВСЕ вместе они пытались ответить на вопрос: есть ли в Тульской области гражданское общество, о котором так много говорят в последнее время, или создаётся его имитация?
- Понятия "демократия", "гражданское общество", "общественная инициатива" перестают быть просто словами, когда каждый из нас осознает свою причастность к проблемам общества. Общественные палаты должны стать своеобразной "школой гражданственности", инструментом продвижения общественных инициатив. Однако для того, чтобы это было так, надо создать условия для повышения их статуса и влияния", - убеждена заместитель декана гуманитарного факультета ТулГУ доктор политических наук Елена Бродовская.
Кто в доме контролёр
ДОЛГОЕ время в Тульской области существуют две общественные палаты. А недавно чуть было не появилась и третья.
Первая из них создавалась в 2004 году как объединение общественных организаций и гражданских активистов, в задачи которого и по сей день входит помощь региональным общественным организациям, экспертиза законов, правовых актов и проектов нормативных документов. По словам одного из её руководителей правозащитника Юрия Алешина, "важнейшее условие для эффективности общественной палаты - наличие в её составе независимых людей, имеющих высокий общественный авторитет и опыт общественной деятельности".
В том же 2004 году президент Владимир Путин предложил отменить избрание губернаторов и перейти к их назначению. Для придания этой процедуре легитимности было предложено согласовывать кандидатуры на пост главы региона через независимые от власти общественные палаты. "Фактически речь идёт о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня, на мой взгляд, чрезвычайно важно", - подчёркивал президент.
С этого момента в регионе начался банальный делёж сферы влияния на властную верхушку с помощью общественного института.
Третьим будешь?
ЧИНОВНИКИ попытались приручить объединение общественных организаций, чтобы оно, создавая видимость независимости, обслуживало их интересы. Но желаемого не случилось. Пришлось создавать новую общественную палату в виде общественной организации. Впрочем, дело сразу не заладилось. Новая организация попыталась поддержать в качестве кандидата на должность губернатора главного федерального инспектора в Тульской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Сергея Алексеевича Харитонова. Но не повезло - Харитонов губернатором не стал, зато Вячеслав Дудка, получив эту должность, симпатиями и уважением к общественной палате не проникся. Её представители называют исторически сложившиеся между ними отношения конфронтацией. Как называет это Дудка - не известно, но, не мудрствуя лукаво, губернатор создал ещё одну (третью) общественную палату. В неё вошли практически все заместители губернатора, некоторые руководители департаментов администрации. Для пущей надёжности (за своими людьми, чтобы чужими не стали, тоже пригляд нужен!) Вячеслав Дмитриевич возглавил её сам. Самим себя контролировать, самим свои "гражданские инициативы" рассматривать - что может быть приятнее? После обращения правозащитников к Вячеславу Дудке, объяснивших ему, что закон запрещает чиновникам входить в общественные структуры, палата N3 прекратила своё существование так же тихо, как и появилась. Подменить собой гражданское общество у тульских чиновников не получилось.
Выйти
из "своего круга"
"ВАЖНО иметь баланс сил между аристократическим, самодержавным и народным управлением, концентрируя все виды ресурсов: управленческих, материальных и интеллектуальных для формирования демократии..." - говорит заместитель председателя общественной палаты Тульской области Анатолий Селиванов.
Все участники дебатов без излишнего пафоса констатировали: работе общественной палаты мешает отсутствие установленного законодательством механизма её действий. Нужен закон, устанавливающий "правила игры". Именно он должен стать катализатором формирования и укрепления гражданского контроля над властными институтами, что позволит повысить эффективность их работы.
А пока - хоть каждый день создавай самые независимые общественные палаты: дальше обсуждений проблем региона "в своем кругу" дело не идёт. Ведь сколько ни говори "сахар", слаще во рту не становится.