В рубрике «Открытая трибуна» эксперты «АиФ в Туле» затрагивают важные в жизни города и общества проблемы. Сегодня мы рассуждаем о том, кто и зачем становится волонтёрами, почему Тула достойна украсить новые банкноты, как привить детям хорошие манеры, в чём польза «Тотального диктанта», куда обращаться «детям войны» и что толкает догхантеров на убийства.
С чего ажиотаж среди добровольцев?
Позиция Сычёвой
Анастасия Сычёва, организатор Тульского областного центра молодёжи:
- Сегодня в Тульской области волонтёрской работой занимаются порядка четырёх тысяч человек. Это 47 волонтёрских отрядов, работающих при школах, молодёжных центрах, муниципальных комитетах по делам молодёжи. В регионе проводятся конкурсы «Я творю добро», «Доброволец года», по результатам которых лучшие волонтёры принимают участие во всероссийских форумах. Например, таких крупных, как «ДоброСаммит» и «ДоброФорум».
Волонтёрское движение, несмотря на кризис, набирает обороты. Этому поспособствовали массовые мероприятия, посвящённые открытию Олимпиады в 2014 году, а также подготовка к празднованию 70-летия Победы. Тогда, глядя на волонтёров, к ним захотели присоединиться многие.
Волонтёрами становятся в основном школьники (8 - 11-й классы) и студенты (1-3-й курсы). Им нравится быть вовлечёнными в серьёзное дело, они социализируются, узнают, как работает та или иная сфера изнутри.
Но мы планируем развивать и так называемое серебряное волонтёрство - привлекать к благотворительной работе взрослых людей. Они могли бы поделиться с молодёжью своим бесценным опытом.
Кстати, сейчас мы готовимся к празднованию 71-летия Победы. И нам требуются волонтёры, которые могли бы помочь в подготовке праздничных мероприятий. В частности, в Туле пройдёт акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и другие мероприятия.
Те, кто хочет стать волонтёрами Победы или принять участие в других акциях, могут звонить по телефону 8 (980) 720-58-27.
Как бы кинуть Тулу на деньги?
Мнение Махеля
Денис Махель, руководитель клуба краеведов, создатель сайта «Венёвский уезд»:
- Разумеется, Тула достойна украсить российские деньги не меньше, чем Санкт-Петербург или, скажем, Ярославль. Наш город - один из старейших городов России. Впервые он упоминается ещё в Никоновской летописи 1146 года.
В XVI - XVII веках Тула была стратегическим пунктом укрепления на юге Московского государства, именно тогда по приказу князя Василия III началось строительство каменной крепости, Тульского кремля. И именно благодаря этому в Туле в 1552 году была выдержана осада войск хана Девлет-Гирея.
В XVI веке Тула становится промышленным центром. Тульские кустари начинают изготавливать железную руду, изделия домашнего обихода и ружья-самопалы. А с XVII века наш город получает также статус железоделательной промышленности и оружейного производства. В 1778 году в Туле открывается первая самоварная фабрика, а в 1830 - 1835 годах появляются первые гармони.
Все эти бренды определяют специализацию тульской промышленности. И делают регион узнаваемым и значимым.
Белёв, Венёв, Алексин, Ясная Поляна, Куликово поле, Богородицк - наши краеведческие жемчужины, имеющие значение для всей страны. Неудивительно, что начатый в прошлом году проект «Настоящая Россия», посвящённый популяризации малых исторических городов, активно реализуется в Тульской области.
Что касается тульских достопримечательностей, которые могли бы оказаться на новых банкнотах, то тут, я считаю, нужно провести народное голосование. На российских деньгах могли бы появиться Тульский кремль, Ясная Поляна, Поленово, Венёв…
Научит ли кто хорошим манерам?
Идея Ведмедь
Яна Ведмедь, педагог дополнительного образования первой категории, танцмейстер:
- В XX веке такие воспитательные нормы, как уроки культуры поведения, были упразднены, а с ними утеряны и ценные социальные навыки, присущие всем воспитанным и культурным людям, - манеры и этикет. К сожалению, не во всех семьях с детьми говорят о том, как правильно себя вести за столом, в общественных местах, какие действия и слова уместны в определённые моменты, а какие - нет.
Не у всех родителей есть время знакомить детей с произведениями литературы, живописи и музыки.
Но сегодня на помощь мамам и папам приходят школы эстетического развития и хороших манер. Мне кажется, что о правилах поведения нужно говорить с детьми с самого раннего возраста, именно тогда они лягут в основу их жизни и поведения. Но четырёх-пятилетние дети вряд ли смогут выслушать лекцию про манеры или разбор стихотворения, зато отлично поиграют в дизайнеров и живописцев.
Хорошо было бы организовать курсы, на которых детей всему этому обучали бы. Занятия помогли бы раскрыться каждому ребёнку, научили бы разговаривать, не перебивая друг друга, помогать и благодарить за помощь, танцевать, наконец.
Точно в цель
Мнение Березина
Виктор Березин, бывший военный лётчик, «ребёнок войны»:
- В 70-х годах я вернулся из армии. Прежде чем встать на партийный учёт, возглавил штаб добровольной народной дружины, который базировался в Заречье, на улице Октябрьской, дом 41. В этом здании тогда был Дом пионеров, а штаб народных дружин располагался в подвальном помещении. Годы шли, в 90-е ДНД перестали существовать, жизнь стала тяжёлая, и помещение (то самое, где был штаб) забросили.
Потом в здании на Октябрьской появился совет ветеранов Зареченского района, куда я частенько приходил. И ветераны мне дали своего рода задание: сделать всё, чтобы восстановить тир, который когда-то был в нашем подвальном помещении.
Руководство одного из тульских вузов помогло составить смету. На восстановление тира надо около 1 млн рублей. Поддержала нас и городская власть. Сейчас проводится конкурс и определяется компания-подрядчик, которая за это дело возьмётся. Думаю, что в этом году уже приступят к работам.
Когда началась война, мне было семь лет. Я тот самый ребёнок войны, бывший её свидетелем. Много пережил, много видел, и многое могу рассказать о том времени. Наверное, поэтому тульские ветераны и предложили мне найти детей войны, чтобы страницы их личной истории не успели кануть в Лету. Со многими из них я общаюсь, но, уверен, есть ещё те, кто хотел бы о себе рассказать.
«Аргументы и факты» в прошлом году выпустили «Детскую книгу войны». В этом году она выйдет на нескольких языках. В этой книге могли быть и рассказы наших тульских детей войны, если бы сохранились их дневники. Но найти их не удалось. Однако рассказать о пережитом дети войны могут. И я прошу их откликнуться и поделиться своими бесценными воспоминаниями.
Р.S.: Наши читатели могут звонить по телефону 8 (4872) 704-418.
Собачья смерть
Позиция Карнаухова
Дмитрий Карнаухов, зоозащитник:
- Это антиобщественная организация. Как мне видится, входят в неё, как правило, люди с неустойчивой психикой, желающие показать своё превосходство: если не над людьми - в этом случае можно здорово огрести или физически, или через суд - так над бездомными животными, за которых некому заступиться. При этом они уверены, что спасают города от заразы, считают себя чуть ли не героями.
Догхантеры, как правило, - трусливые люди, которые чаще всего даже не удосуживаются взглянуть на плоды своих трудов.
Кстати, многие «собачники» искали встречи с догхантерами. Те избегали общения. И закон, к слову, не предусматривает достаточных мер воздействия на них. Потому они чувствуют себя неуловимыми и непобедимыми. И здесь, на мой взгляд, могли бы помочь правоохранители и законодатели: законодатели - принять закон, по которому бы предусматривалось очень жёсткое наказание, вплоть до исправительной колонии, а правоохранители - активно искать убийц животных. Возможно, тогда этого отвратительного явления в нашей области не было бы. Полагаю, что общество, ориентированное на нравственность, не может расписываться в бессилии против живодёров.
Я вам пишу…
Диагноз Харченко
Евгений Харченко, учитель русского языка и литературы:
- Сочинение пишут всего только второй год - это, что называется, не срок. Пока рано говорить о каких-либо результатах. Более того, рискну предположить, что на сегодняшней стадии письменное сочинение по литературе может даже отвлекать учеников от плотной подготовки к единым госэкзаменам.
Сочинение пишут в школах в декабре. Его проверяют в той школе, где учится будущий выпускник. Проверяют досконально, строго - но всё-таки те же учителя, что готовят учеников к ЕГЭ, а значит, в принципе заинтересованные в том, чтобы ребята его успешно сдали. Если с первого раза сочинение написано неудовлетворительно, будет пересдача в феврале, если снова «незачёт» - очередная попытка ближе к весне. Я не знаю ни одного случая, когда кто-то из 11-классников не справился бы с написанием сочинения после второй попытки.
Оценка за письменную работу не ставится, лишь зачёт или незачёт. Если получил незачёт, к экзамену не допускаешься.
Сочинение оценивается по пяти критериям (соответствие теме, аргументация, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность), соответствие каждому из которых даёт два балла. Таким образом, «идеально» написанное сочинение даёт 10 баллов, которые плюсуются к баллам за ЕГЭ. Это, пожалуй, единственная серьёзная польза. На практике идеальный вариант, конечно, редко когда выходит. Но порядка 6-7 заработанных предварительно баллов ученики себе, как правило, плюсуют.
Что касается «Тотального диктанта», то скажу, что штука это хорошая, так как мотивирует людей быть грамотными, образованными, начитанными. Своих учеников на диктант я не гоню, но и не отговариваю. У меня нет времени, а у ребёнка должно возникнуть самостоятельное стремление принимать участие в такой акции. Потому что это уже личное дело каждого.