Примерное время чтения: 12 минут
196

Открытая трибуна: туляки о детях войны, новых купюрах и недостатке этикета

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "АиФ-Тула" 11/05/2016

В рубрике «Открытая трибуна» эксперты «АиФ в Туле» затрагивают важные в жизни города и общества проблемы. Сегодня мы рассуждаем о том, кто и зачем становится волонтёрами, почему Тула достойна украсить новые банкноты, как привить детям хорошие манеры, в чём польза «Тотального диктанта», куда обращаться «детям войны» и что толкает догхантеров на убийства.

С чего ажиотаж среди добровольцев?

Волонтёрское движение в тульском регионе активно развивается. Молодые люди, желающие быть полезными, помогают одиноким старикам, посещают детские дома, участвуют в организации различных мероприятий и праздников. В кризисные времена желающих делать хорошее дело становится больше. Откуда такой волонтёрский ажиотаж?

Позиция Сычёвой

Анастасия Сычёва, организатор Тульского областного центра молодёжи:

- Сегодня в Тульской области волонтёрской работой занимаются порядка четырёх тысяч человек. Это 47 волонтёрских отрядов, работающих при школах, молодёжных центрах, муниципальных комитетах по делам молодёжи. В регионе проводятся конкурсы «Я творю добро», «Доброволец года», по результатам которых лучшие волонтёры принимают участие во всероссийских форумах. Например, таких крупных, как «ДоброСаммит» и «ДоброФорум».

Волонтёрское движение, несмотря на кризис, набирает обороты. Этому поспособствовали массовые мероприятия, посвящённые открытию Олимпиады в 2014 году, а также подготовка к празднованию 70-летия Победы. Тогда, глядя на волонтёров, к ним захотели присоединиться многие.

Волонтёрами становятся в основном школьники (8 - 11-й классы) и студенты (1-3-й курсы). Им нравится быть вовлечёнными в серьёзное дело, они социализируются, узнают, как работает та или иная сфера изнутри.

Но мы планируем развивать и так называемое серебряное волонтёрство - привлекать к благотворительной работе взрослых людей. Они могли бы поделиться с молодёжью своим бесценным опытом.

Кстати, сейчас мы готовимся к празднованию 71-летия Победы. И нам требуются волонтёры, которые могли бы помочь в подготовке праздничных мероприятий. В частности, в Туле пройдёт акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и другие мероприятия.

Те, кто хочет стать волонтёрами Победы или принять участие в других акциях, могут звонить по телефону 8 (980) 720-58-27.

Как бы кинуть Тулу на деньги?

В следующем году Центробанк выпустит новые банкноты в 200 и 2000 рублей. Предположительно, на бумажных деньгах будут использованы символы российских городов. Сейчас идёт активное обсуждение, каких именно. Выдвигаются различные предположения: Севастополь, Владивосток, другие города. Достойны ли достопримечательности Тулы оказаться на банкнотах?

Мнение Махеля

Денис Махель, руководитель клуба краеведов, создатель сайта «Венёвский уезд»:

- Разумеется, Тула достойна украсить российские деньги не меньше, чем Санкт-Петербург или, скажем, Ярославль. Наш город - один из старейших городов России. Впервые он упоминается ещё в Никоновской летописи 1146 года.

В XVI - XVII веках Тула была стратегическим пунктом укрепления на юге Московского государства, именно тогда по приказу князя Василия III началось строительство каменной крепости, Тульского кремля. И именно благодаря этому в Туле в 1552 году была выдержана осада войск хана Девлет-Гирея.

В XVI веке Тула становится промышленным центром. Тульские кустари начинают изготавливать железную руду, изделия домашнего обихода и ружья-самопалы. А с XVII века наш город получает также статус железоделательной промышленности и оружейного производства. В 1778 году в Туле открывается первая самоварная фабрика, а в 1830 - 1835 годах появляются первые гармони.

Все эти бренды определяют специализацию тульской промышленности. И делают регион узнаваемым и значимым.

Белёв, Венёв, Алексин, Ясная Поляна, Куликово поле, Богородицк - наши краеведческие жемчужины, имеющие значение для всей страны. Неудивительно, что начатый в прошлом году проект «Настоящая Россия», посвящённый популяризации малых исторических городов, активно реализуется в Тульской области.

Что касается тульских достопримечательностей, которые могли бы оказаться на новых банкнотах, то тут, я считаю, нужно провести народное голосование. На российских деньгах могли бы появиться Тульский кремль, Ясная Поляна, Поленово, Венёв…

Научит ли кто хорошим манерам?

В дореволюционные времена воспитанию и развитию детей уделялось огромное внимание, для этого нанимались гувернантки и иностранные преподаватели в высших слоях общества, а крестьяне и простые горожане отправляли детей за знаниями и манерами в церковно-приходские школы. Сегодня родители в поте лица зарабатывают деньги. А что детки?

Идея Ведмедь

Яна Ведмедь, педагог дополнительного образования первой категории, танцмейстер:

Яна Ведмедь.
Яна Ведмедь. Фото: Из личного архива

- В XX веке такие воспитательные нормы, как уроки культуры поведения, были упразднены, а с ними утеряны и ценные социальные навыки, присущие всем воспитанным и культурным людям, - манеры и этикет. К сожалению, не во всех семьях с детьми говорят о том, как правильно себя вести за столом, в общественных местах, какие действия и слова уместны в определённые моменты, а какие - нет.

Не у всех родителей есть время знакомить детей с произведениями литературы, живописи и музыки.

Но сегодня на помощь мамам и папам приходят школы эстетического развития и хороших манер. Мне кажется, что о правилах поведения нужно говорить с детьми с самого раннего возраста, именно тогда они лягут в основу их жизни и поведения. Но четырёх-пятилетние дети вряд ли смогут выслушать лекцию про манеры или разбор стихотворения, зато отлично поиграют в дизайнеров и живописцев.

Хорошо было бы организовать курсы, на которых детей всему этому обучали бы. Занятия помогли бы раскрыться каждому ребёнку, научили бы разговаривать, не перебивая друг друга, помогать и благодарить за помощь, танцевать, наконец.

Точно в цель

Сегодня многие советские традиции стараются возродить: чуть ли не модными стали субботники, популяризируются нормы ГТО, возрождаются народные дружины. Может быть, стоит вспомнить ещё что-то из советского наследия?

Мнение Березина

Виктор Березин, бывший военный лётчик, «ребёнок войны»:

Виктор Березин.
Виктор Березин. Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Мулыгин

- В 70-х годах я вернулся из армии. Прежде чем встать на партийный учёт, возглавил штаб добровольной народной дружины, который базировался в Заречье, на улице Октябрьской, дом 41. В этом здании тогда был Дом пионеров, а штаб народных дружин располагался в подвальном помещении. Годы шли, в 90-е ДНД перестали существовать, жизнь стала тяжёлая, и помещение (то самое, где был штаб) забросили.

Потом в здании на Октябрьской появился совет ветеранов Зареченского района, куда я частенько приходил. И ветераны мне дали своего рода задание: сделать всё, чтобы восстановить тир, который когда-то был в нашем подвальном помещении.

Руководство одного из тульских вузов помогло составить смету. На восстановление тира надо около 1 млн рублей. Поддержала нас и городская власть. Сейчас проводится конкурс и определяется компания-подрядчик, которая за это дело возьмётся. Думаю, что в этом году уже приступят к работам.

Когда началась война, мне было семь лет. Я тот самый ребёнок войны, бывший её свидетелем. Много пережил, много видел, и многое могу рассказать о том времени. Наверное, поэтому тульские ветераны и предложили мне найти детей войны, чтобы страницы их личной истории не успели кануть в Лету. Со многими из них я общаюсь, но, уверен, есть ещё те, кто хотел бы о себе рассказать.

«Аргументы и факты» в прошлом году выпустили «Детскую книгу войны». В этом году она выйдет на нескольких языках. В этой книге могли быть и рассказы наших тульских детей войны, если бы сохранились их дневники. Но найти их не удалось. Однако рассказать о пережитом дети войны могут. И я прошу их откликнуться и поделиться своими бесценными воспоминаниями.

Р.S.: Наши читатели могут звонить по телефону 8 (4872) 704-418.

Собачья смерть

В Туле активизировались догхантеры - охотники на собак. Во дворах горожане нередко находят трупы отравленных животных.

Позиция Карнаухова

Дмитрий Карнаухов, зоозащитник:

- Это антиобщественная организация. Как мне видится, входят в неё, как правило, люди с неустойчивой психикой, желающие показать своё превосходство: если не над людьми - в этом случае можно здорово огрести или физически, или через суд - так над бездомными животными, за которых некому заступиться. При этом они уверены, что спасают города от заразы, считают себя чуть ли не героями.

Догхантеры, как правило, - трусливые люди, которые чаще всего даже не удосуживаются взглянуть на плоды своих трудов.

Кстати, многие «собачники» искали встречи с догхантерами. Те избегали общения. И закон, к слову, не предусматривает достаточных мер воздействия на них. Потому они чувствуют себя неуловимыми и непобедимыми. И здесь, на мой взгляд, могли бы помочь правоохранители и законодатели: законодатели - принять закон, по которому бы предусматривалось очень жёсткое наказание, вплоть до исправительной колонии, а правоохранители - активно искать убийц животных. Возможно, тогда этого отвратительного явления в нашей области не было бы. Полагаю, что общество, ориентированное на нравственность, не может расписываться в бессилии против живодёров.

Я вам пишу…

Который год вся страна пишет «Тотальный диктант». Участие в акции, популяризирующей грамотность, не оскудевает, а, напротив, растёт. Параллельно в школах, в качестве допуска к ЕГЭ, стали практиковать написание сочинения по литературе.

Диагноз Харченко

Евгений Харченко, учитель русского языка и литературы:

- Сочинение пишут всего только второй год - это, что называется, не срок. Пока рано говорить о каких-либо результатах. Более того, рискну предположить, что на сегодняшней стадии письменное сочинение по литературе может даже отвлекать учеников от плотной подготовки к единым госэкзаменам.

Сочинение пишут в школах в декабре. Его проверяют в той школе, где учится будущий выпускник. Проверяют досконально, строго - но всё-таки те же учителя, что готовят учеников к ЕГЭ, а значит, в принципе заинтересованные в том, чтобы ребята его успешно сдали. Если с первого раза сочинение написано неудовлетворительно, будет пересдача в феврале, если снова «незачёт» - очередная попытка ближе к весне. Я не знаю ни одного случая, когда кто-то из 11-классников не справился бы с написанием сочинения после второй попытки.

Оценка за письменную работу не ставится, лишь зачёт или незачёт. Если получил незачёт, к экзамену не допускаешься.

Сочинение оценивается по пяти критериям (соответствие теме, аргументация, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность), соответствие каждому из которых даёт два балла. Таким образом, «идеально» написанное сочинение даёт 10 баллов, которые плюсуются к баллам за ЕГЭ. Это, пожалуй, единственная серьёзная польза. На практике идеальный вариант, конечно, редко когда выходит. Но порядка 6-7 заработанных предварительно баллов ученики себе, как правило, плюсуют.

Что касается «Тотального диктанта», то скажу, что штука это хорошая, так как мотивирует людей быть грамотными, образованными, начитанными. Своих учеников на диктант я не гоню, но и не отговариваю. У меня нет времени, а у ребёнка должно возникнуть самостоятельное стремление принимать участие в такой акции. Потому что это уже личное дело каждого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах