Рядом со зданием регионального УФМС на улице Демонстрации работает маленький продуктовый магазинчик. Но его ассортимент не таков, чтобы можно было недорого и в короткие сроки спастись от голодной смерти – полуфабрикаты, консервы, хлеб и виноводочная продукция. Зато рядом с этим магазином стоит тётечка, торгующая пирогами и блинами. Её товар расходится влёт. Потому что рядом практически ежедневно подолгу маринуются в очереди граждане Таджикистана, Узбекистана и других солнечных стран, чающих стать нашими соотечественниками.
- Туалет? Туалет – нет, нельзя. Штраф. На вокзал надо, - законопослушный Хамас «бронирует» место, всё равно как советский человек 25-30 лет назад, стоя в долгой очереди за болгарскими сапогами или дефицитной колбасой. И бежит не куда-нибудь, а на московский вокзал. А это – пешком вниз по ул. Дмитрия Ульянова остановку, а потом ещё налево примерно столько же. Многие его коллеги по несчастью просятся в кафе, что между магазинчиком и тётечкой с пирогами, но туда пускают не всегда и по настроению. И там тоже – очередь. Лучше уж сразу в дальний путь, но с гарантированным успехом.
И если у советского человека был хотя бы заветный номер на руке, определяющий его место в очереди, то у Хамаса есть только надежда и греющая душу перспектива: «Когда-нибудь это всё равно ведь закончится».
Почти «ходынка»
Практически ежедневно на улице Демонстрации по несколько сотен человек долго и томительно ожидают своего часа. Узкий проход в подвальное помещение, где находится ведомство, преграждает сотрудник УФМС в заметной издалека вишнёвого цвета жилетке, напоминающей новые тульские троллейбусы. На его лице то же выражение, что и у собравшейся здесь публики: «Ничего, потерпим».
Сотрудник представляется Сергеем. Я интересуюсь, велика ли пропускная способность подвального помещения, напоминающего сослепу, не будь там соответствующей вывески, склад товаров какого-нибудь отделочно-строительного назначения. Способность эта, со слов Сергея, не так уж и мала - 120-150 человек в сутки. «Ходынка» начинается с 8.15, ну, и, соответственно, до конца рабочего дня.
- А граждане Украины как?
- А граждан Украины мы пропускаем без очереди. Сегодня с утра были уже 10-12 человек.
По замученному лицу Сергея, парящегося здесь (хорошо, что хотя бы в тени) видно, что ответа на вопрос «почему здесь нет туалете» он не знает.
Щёкинский квест
- Да неразбериха полная! - рассказывает согласивший подбросить меня до Щёкинского отделения УФМС человек, столкнувшийся недавно с необходимостью оформить документы. – Никто ничего толком не объясняет, то одно окошко откроется, то другое закроется. Как «В гостях у сказки». Поди, угадай, куда идти. Говорят: «Заполняй бланк, становись сюда». Стоишь. Спустя время: «Что ты тут стоишь, тут давно уже не принимают. В другом месте стоять надо». Становишься туда. «А у меня обед, вы разве не видите?». «А вы разве не можете мне один раз сказать чётко и ясно, что мне делать и куда идти?». На что мне отвечают: «Вас вообще-то тут много, а я вообще-то тут одна».
Когда мы прибыли в Щёкинское УФМС, то работало там всего одно окошко. «А всё там теперь, всё, что вам нужно, - обнадёжила меня женщина, у которой я пытался узнать назначение очереди. – Только вы за мной будете. Я пойду в магазин за водой. И поесть что-нибудь куплю».
Итак, туалет. Он в Щёкинском УФМС есть. Но найти его, всё равно, что пройти квест компьютерный. В одном здании с ведомством располагается фотосалон. В коридоре этого фотосалона ближе к окну есть дверь, на которой написано безапелляционное «Не работает». Что именно не работает, не уточняется. Так вот, нужно обратиться во вторую дверь напротив, спросить ключ и открыть эту дверь. Водопроводная вода в уборной отсутствует.
Елена Криволапова приехала сюда из Советска по делам прописки своего зятя. Приехала в час дня, чтобы попасть на приём к 16.00. «Наплыв народу большой, а работает специалист всего по два часа в день. Да ещё и среда – день неприёмный. Вот заранее и приехала».
-А вы знаете, почему туалет-то закрыт? Да у них воды-то нету тут, смывать нечем! - хохочет Криволапова.
«Уезжали со страхом»
Гражданам Украины, приехавшим в Тульскую область – не до проблемы наличия/отсутствия удобств. Такие «мелочи» фиксируют только наши соотечественники.
- Я приехал с Луганской области, с Красного Луча, - говорит единственный согласившийся сфотографироваться выходец из Украины Павел Станев. – Знакомых ребят на улице просто хватают и говорят: либо ты идёшь воевать, либо мы тебя расстреляем на месте. Друг отца жены поехал встречать родственников, которые приехали к нему из Луганска – там бомбят, а в Красном Луче всё-таки потише. Так его машину расстреляли, его убили. Запрещено по городу на транспорте передвигаться. В магазинах у нас ничего нет – только крупа, консервы, водка, и то, что не может испортиться. Ни «молочки», ни мяса, ни фруктов.
Статус беженца пока не оформляю – да мы и приехали сюда сначала временно, думали, всё утихнет.
- Уезжал со страхом, возвращаться не хочу, - рассказывает молодой человек, приехавший в Щёкино из Донецка. – Я всё боялся, что заберут в украинскую армию, по возрасту-то я подхожу. Но, кажется, пронесло. Буду здесь жить, работать. Относятся к нам тут хорошо – не хамят и во всем помогают.
Оксана Одинцова, помощник руководителя УФМС РФ по Тульской области:
-Здание по адресу ул. Демонстрации, 27, где располагается управление, находится в аренде. Ведомством уже давно ведётся работа по подбору другого помещения для работы – не такого тесного и более комфортного. Сейчас подготовлено помещение по адресу Мира, 54, куда переедет часть отделов управления. Помещение уже отремонтировано. Оформляем необходимые документы. Я надеюсь, что в этом году часть наших отделов туда переедут.
Что касается конкретно Щёкинского отдела УФМС, то мы поставили в известность главу района Наталью Пилюс. Ситуация под контролем, все вопросы будут решаться.