- Мы попали в беду! Помогите! - голос шахтёра Евгения Жерлицына напряжён. - С 4 июля мы жили в Новомосковске. Нам начали оформлять документы. Приезжали работники УФМС. Центр занятости предложил работу. Но, когда мы встретились с работодателями, оказалось, что один не берёт без документов, а другой предлагает работу с 10-тысячной зарплатой. Соглашаться на такие условия страшно. Вдруг кинут. А у нас дети, их надо кормить и готовить к школе. Нашли было работу с ежедневной оплатой, но тут в центре появилась волонтёр, представившаяся Ириной Василенко из Издательского дома «Лемо». Вот её визитка. Рассказала, что руководит издательством, собирает для беженцев вещи, сим-карты, продукты, помогает с работой.
И предложила нам работу в оздоровительном лагере «Заполярье» в Алексине. Проживание, питание бесплатно. Работа с 8 до 17.00. Зарплата - 10 тысяч рублей. Прекрасная экология. Отличные номера в корпусах лагеря. Когда смены закончатся, дети разъедутся, нас разместят в гостинице.
Машину для нашей доставки в Алексин она закажет за свой счёт.
Директор нашего центра говорит: «Хорошая волонтёрша. Такая помощница!» Ну, мы собрали детей и поехали: 8 взрослых и 4 ребёнка, самому маленькому из которых нет ещё и трёх лет.
Всех в «Заполярье!»
В «Заполярье» нас разместили в комнатушке с общей стеной со спортзалом. Ребята там занимаются, мячи стучат…
Постель жёлтая, матрасы страшные, подушки затасканные. Я даже спать сегодня не ложился. Не могу в такое. Ужас. Комнаты грязные. Это в пионерском лагере такое…
А тут ещё встречаю местного работника. Он рассказывает: «Давно бы отсюда сбежал, если бы суд не обязал меня тут два года отработать. Последний раз получил зарплату семь месяцев назад. И кто вам говорил, что 10 тысяч получите? Реально тысяч семь, а когда подходит день выплат, говорят «ты здесь жил, ел, пил, в бассейне искупался» и за всё высчитывают, отдавая копейки».
Ребята белорусы, готовящиеся к отъезду, тоже не утешили. Девушка, которая их сюда привезла на практику, говорит: свои деньги отдала практикантам, а когда руководство лагеря рассчитается - неизвестно.
И работать здесь на кухне, куда нас и определили, приходится по 17 часов. Время остаётся только на сон. Такой режим работы наши спутницы в 60-65 лет попросту не выдержат.
Добавили страстей и местные повара, заговорившие о забастовке. Их мало, отдыхающих много, условий для работы нет.
Да и мы не можем работать столько времени. С детьми тоже надо заниматься. Говорим, хотим уехать, слышим в ответ: «Кто вас притащил, тот пусть и увозит».
Возвращайтесь на границу!
- Мы приехали, нас не покормили. Дети голодные, - продолжает Евгений. - Подошёл какой-то человек, представившийся заместителем директора, говорит: «Мне своих отдыхающих детей кормить нечем, а вы хотите, чтобы я вашими занимался? Вы тут вообще всем недовольны, говорят. Вопросы задаёте, носом крутите… Думать надо было, когда границу переходили».
Поверьте, мы не от хорошей жизни её перешли. Если бы вы видели, что мы там перетерпели, вы бы так не рассуждали. Мы не просто на заработки приехали, а жизнь устраивать подальше от войны.
Одна из женщин с ребёнком, привезённая волонтёршей в Алексин, пешком из лагеря ушла. Благо у неё была одна сумка. Нам так не двинуться. Да и денег нет.
Справившись с растерянностью и разочарованием, они позвонили директору реабилитационного центра Евгению Спасскому.
- Он нам говорит: мы не можем вас назад взять. А если нам в «Заполярье» не нравится, у нас есть один вариант: добираться в Ростовскую область в палаточный пункт временного размещения. Чтобы нас заново куда-нибудь распределили.
А теперь – не спать
Попытка связаться с волонтёром закончилась неудачно. Барышня просто отключила телефон. С этого момента созданные ею проблемы начала решать наша редакция, федерация профсоюзов, два муниципалитета - Алексинский и Новомосковский, министр труда и социального развития Тульской области Наталья Николаева и МЧС.
- Мы готовы предоставить работу этим людям. Если они составят список своих профессий, мы подберём им вакансии, - говорит председатель федерации профсоюзов Ольга Ларичева. - А вот поселить не сможем. Мы уже взяли к себе большое количество беженцев. У нас просто уже нет мест.
Но беженцы отказались от работы в профсоюзных здравницах, решив вернуться в Новомосковск, снять квартиру и пойти работать за ежедневную оплату.
На следующий день из «Заполярья» их вывезли сотрудники МЧС и доставили назад - в реабилитационный центр Новомосковска.
Галина Чудиновских, одна из тех, кому пришлось пуститься в «заполярное» путешествие, рассказывает: «Довезли нормально, приняли нас назад спокойно. Вот сейчас все отсыпаются. Выспимся, займёмся поиском работы. Надо бы узнать, есть ли льготные квартиры, ипотеки. Что у вас вообще есть для беженцев?».
Напоминаю Галине Васильевне, как наша страна помогла им выбраться из их страны, в которой идёт война, как приютила, накормила- напоила, помогает оформить документы и найти работу. Как несколько организаций вытаскивали их, взрослых людей, доверившихся незнакомой женщине, из неприятной ситуации.
- Ну да, - не убеждённо говорит она. - Спасибо...
Мнения
Евгений Спасских, директор реабилитационного центра:
- Когда мне позвонили с жалобами беженцы, я связался с директором, принявшим их на работу. Он говорит: зарплата у повара тысяча рублей, у разнорабочего - 800 рублей за смену. Смены - два через два дня, рабочий день с 6 до 21 часа.
Волонтёр, мол, видела - потрясающие условия. Замглавы муниципалитета мне тоже сказала: условия отличные.
Я вчера уже доложил в администрацию, что у меня выехали 9 человек. Сегодня ко мне уже поступили ещё 9 человек. У меня одна мама с четырьмя детьми. Другая - с тремя, беременная. Куда мне тех, что вернуться хотят, селить? Да и не имею я права это делать. У меня госучреждение. Всё строго, поступили по направлению, я на них прошу питание. За него отчитываюсь. Вообще, я считаю, что люди просто кинулись в панику, приехав в «Заполярье». У меня впечатление - они не хотят работать. Полагаю, это издержки нашего гостеприимства. Хотя у меня с ними конфликтов не было.
Мне их, с одной стороны, жалко, а с другой - они ведут себя некорректно. Целый день ничем не занимаются. Им все привозят. А там маленькие сложности - и всё, караул! Мы ж не сможем помогать вечно. Надо искать работу, жильё.
Кстати, надо довести информацию до главы муниципалитета, чтобы для них не было сюрпризом, что в газете появилась информация без их ведома.
Сергей Кутейников, руководитель базы отдыха «Заполярье»:
- Им не понравилось, что зарплата не 50 тысяч рублей. Один из них у нас остался работать. Пока документы оформляются на него, его жену и их детей. Он на рыбалку ходит. А сейчас мы ждём большую проверку, тогда и будет известно, приостановят работу базы отдыха или нет.
Наталья Николаева, министр труда и социального развития Тульской области:
- Эта истории должна научить людей не быть бесконечно доверчивыми. Вам предлагают работу? Посмотрите, поузнавайте, поспрашивайте, прежде чем принимать решения. То же касается и руководства временных пристанищ беженцев. Люди выезжают неизвестно куда. Надо же узнать, куда и на каких условиях.
А у Роспотребнадзора есть вопросы к руководству «Заполярья». Тем более что в детское учреждение руководство завезло людей, не имеющих санитарных книжек, которые просто обязаны быть у работающих с детьми.
Кстати, дети из Тульской области по социальным путевкам в «Заполярье» не отдыхают.
Мы же со своей стороны всегда готовы предоставить не только помощь в трудоустройстве и расселении, но и дать консультации по волнующим вопросам. Телефон 8-800-200-71-02.