Примерное время чтения: 6 минут
259

Чемодан без ручки. Кому нужен музей клоунов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ-Тула" 02/03/2022
Романов Кирилл / АиФ

О том, как непросто разрешать в современном мире даже неглобальные конфликты, наглядно показала история музея клоунов в Туле. Остановленный после вмешательства министра культуры области конфликт, внезапно разгорелся вновь.

Собственно он и после проведенных переговоров не казался исчерпанным. Скорее это было перемирие, а не мир. О чем, например, говорили некоторые из озвученных тогда директором цирка, тезисов.

Если да кабы

Ну, например, «если владельцем коллекции Акишиным будут подписаны нужные договоры, мы сможем предоставить больше площадей для размещения музея. Если он договорится с минкультом и Росгосцирком, то Акишину могут предоставить помещения для запасника, где он сможет чинить и хранить фигурки».

Смущает тут вот что. В случае, когда люди обо всем договорились, они не говорят «если». Они говорят «когда». Когда Акишиным будут подписаны нужные договоры, когда он договорится с минкультом, с Росгосцирком. Разница принципиальная. Особенно на фоне того, что сам Акишин говорил о том, что он человек творческий, всей этой мороки с оформлением документов не понимает. Предпочитает, как у русских купцов – под честное слово. Что, собственно, подтверждает и тот факт, что все шесть лет музей существовал в Туле на птичьих правах, никак юридически не оформленным.

Но ведь директоров в цирк у нас, по идее, присылают с опытом административной работы. Почему ни одному из них не пришло в голову хоть как-то все зафиксировать на бумаге? Они же принимают дела, смотрят документы, наверняка и на второй этаж поднимались, где находится экспозиция. Первая, кто обратила внимание на этот факт, решила проблему радикально – от греха подальше просто избавиться от обузы.

Музей клоунов – уже само название настолько креативное, что должно двигать за собой целый процесс.

А ведь как всё хорошо начиналось – созвонились с руководством Росгосцирка и Тульского государственного цирка. Взаимодействие достигнуто, пути решения найдены, вопросы урегулированы. Коллекция останется в Тульском цирке. И сразу после этого владелец музея Валерий Акишин заявил о том, что принял решение забрать коллекцию. Но как-то творчески. Купил билет, вошёл по нему в цирк. И стал с помощью друзей, без уведомления администрации, паковать фигурки. Естественно, был остановлен. Дошло до полиции. Можно ли после этого удивляться, что документов на существование музея клоунов в цирке не было с момента основания.

Конечно, он обиделся: «Как будто я ворую». С другой стороны и администрацию можно понять. Мало ли что случится, и что пропадет, доказывай потом. Музей теперь уже опечатали, и ограничили к нему доступ. И всё это, по словам Акишина, из-за того, что никаких конкретных шагов по решению проблемы от администрации цирка не последовало. Наверное, волшебник в голубом вертолете должен был прилететь оформлять бумаги.

Теперь всё перешло, оказывается, в спор двух хозяйствующих субъектов. Вот только понять бы кто в этой ситуации может считаться полноценным «хозяйствующим субъектом». Больше на склоки какие-то похоже. Поразительно, что и директор цирка уже вроде бы не возражает отъезду. Типа: его коллекция, его право забрать. В свободной стране живём.

Пресловутый музей для цирка – это чемодан без ручки. Нести тяжело, бросить общественность не позволяет.
Ведь даже после перемирия конфликтующие стороны согласились лишь на то, чтобы музей был, и не трепал начальству нервы. Однако статус коллекции всё равно был непонятен.

Понятие музей, собственно, всегда подходило ему с большой натяжкой. Точнее, наверное, выставка. Интересная, уникальная, но выставка. Кто её посещает? Скучающие от безделья зрители. Альтернатива невелика – или в буфет, или в туалет, или сюда. Хоть убейте, но к статусу музея это не имеет никакого отношения.

Болтовни много

А ведь когда всё только начиналось, было много разговоров о том, что Тульский музей клоунов будет включен в экскурсионные городские программы. То есть для того, чтобы его увидеть, хотя бы на групповой экскурсии, не обязательно покупать билеты в цирк. Поговорили, и поговорили. Мало ли о чём у нас говорят? Ни шага, по крайней мере зримого, к осуществлению этой идеи сделано не было. Да и странно, если бы её удалось осуществить щелчком пальцев.

Ведь такое посещение музея, тем более групповое, в дни и часы, когда нет представления – это чистые затраты. Двери в цирк надо отпереть, вахтёров, которые будут следить, чтобы народ особо не разбредался, на вход и по этажам поставить, свет включить. Да ещё убрать-подмести потом за гостями. В итоге из прибыли – только чистая благотворительность.

Опять же в музее мы не ходим просто так, ещё и получаем интересную информацию. Кто теперь настолько углублен в тему, чтобы знать даже Карандаша, не говоря о Борисе Вяткине или Бима с Бомом? Уж про зарубежных клоунов промолчим. Поэтому просто читая таблички рядом с фигурками, особого культурного шока сложно получить. Ну Вяткин и Вяткин. Кто знает, чем он там был знаменит и за что его любили в середине прошлого века? Может его и не было вовсе, сам Акишин выдумал этого Вяткина вместе с Грустным Вилли. Нет даже простеньких мониторов, по которым можно было бы показывать лучшие клоунские номера прошлого. Это что, так сложно?

Путь к музею

Информация – то, что превращает коллекцию, даже очень хорошую, в музей. Просто расставить фигурки так, чтобы их можно было рассмотреть, мало. Но все это требует если не каждодневной, то хотя бы неторопливой работы. За шесть предыдущих лет никто в ней особой заинтересованности не проявил.

Поэтому посещение Музея было сродни посещению магазина «Сувениры» или «Фарфор – Хрусталь». В одно ухо влетело, в другое вылетело.

А ведь Музей клоунов – уже само название настолько креативное, что должно двигать за собой целый процесс. Самим фактом своего существования музей подталкивает к какому-то перформансу. Не обязательно глобальному – типа большого фестиваля клоунов. Ну хотя бы местечковому: школьным, районным, городским конкурсам, идеям лучших рисунков, сценариев клоунад. Это вечный ресурс рекламы самого цирка, который в новое время в этой рекламе очень даже нуждается. Смех, улыбки, яркие образы – даже придумывать особо ничего не надо, все уже есть. Конечно, при условии, что Музей клоунов – любимое дитя, а не сын соседей, ворующих с твоего сада по ночам самые вкусные яблоки.

К сожалению, отстояв своё право на существование, музей клоунов так и остался при своих, даже без документов. Поэтому неудивительно, что в Туле, некогда одной из цирковых столиц страны, музея клоунов скорее всего больше не будет. Да и музеев у нас в области теперь предостаточно, одним клоуном больше, одним меньше, не все и заметят.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах