Такую схему, получившую название лепестковой, разработали и применили на выборах в региональный парламент в Тульской области. Представители разных партий, исключая единоросов, явно и неявно противились её введению.
Через Запад на Восток
«Я не первый раз выбирался по Зареченскому району Тулы. Здесь меня знают, - плакался в журналистскую жилетку один из кандидатов. - А теперь я должен идти по другому и расширенному округу. Мотаться в соседние деревни. С нуля агитацию вести. Это же намного удорожает участие в выборах».
А кто говорил, что будет легко?
То ли пожадничав, то ли не добившись расположения избирателей в своём «лепестке», впрыгнуть в облдумовский состав этот товарищ не сумел. Как считают зареченцы – поделом парню: болтал много, лоббировал интересы своего бизнеса, а для людей от его стараний – пшик.
«Так борются с оппозицией, - веселил народ другой. – Что значит, какая ж мы оппозиция, если все уже с партией власти договорились? Если б надёжно договорились, то чего бы мне достался «лепесток» с одним из самых отдалённых районов?»
Однако, этот «лепесток» хоть и «летел через Запад на Восток», всё же принёс кандидату победу.
А один из нынешних облдепов почти молился на эту окружную схему. Рассчитывал просто поучаствовать в выборах, «засветившись» на перспективу, а благодаря удачно сложившемуся «лепестку», а, возможно, и чему-то ещё закулисному, стал депутатом.
Конкуренция или…?
Впечатление от нарезного действа складывалось двоякое. С одной стороны, представители власти и облизбиркома заявляли о том, что новая нарезка повысит конкуренцию среди партий и кандидатов.
С другой, благодаря ей очень уж явно выбивались из депутатского будущего неугодные кандидаты, прикормившие избирателей в прежних округах. Наверное, так случайно получилось, но позволило собрать депутатский корпус, сразу переведший себя из статуса «народные избранники» в «команду губернатора».
Сегодня, в связи с клонированием принципа тульской нарезки, о повышении конкуренции и преференциях для «договорившихся» и влиятельных, зашумели в других регионах.
В частности, не дожидаясь решения ЦИКа по нарезке, а это именно её прерогатива, команда пермского губернатора поставила «крест» на Прикамье. Как утверждают местные жители, тамошние «лепестки» с загнутыми краями выглядят почти как свастика.
И там тоже не довольны «нарезкой». Отмечают, что она «подыгрывает» политикам, симпатичным власти и кандидатам из крупнейших российских компаний, имеющих интерес в тех местах. Подозревают: мандаты уже распределены, а «нарезка» только укрепляет договорённости.
Теория заговора в масштабах страны отчасти похожа на острый приступ осенней меланхолии и грусти, но исключить, что эти «лепестки» используют для укрепления исполнительной власти не возможно. По крайней мере, тульский эксперимент в этом контексте удался и стал «пионером, всем ребятам примером».
Мнения политиков
У нас в соответствие с законом Российской Федерации схема одномандатных округов утверждается федеральным законом. Законы принимает Государственная дума, Совет федерации и президент. А Центризбирком готовит проект в Госдуму. Так что политикам решать, что и как будет.
А мы… мы избиратели Российской Федерации.
Сергей Костенко, председатель тульского облизбиркома
ЦИК выступил с предложением ввести в России «лепестковую» нарезку округов, объединяющую города и сельские территории. До 5 декабря Государственная Дума должна принять соответствующий закон, который подписывается Президентом России.
Предложение ЦИКА основано на том, чтобы каждый депутат представлял интересы и городского и сельского населения, с тем, чтобы принимая федеральные законы, учитывать интересы всех слоев населения. В Туле, кстати, такой вариант нарезки округов уже опробован на выборах в областной парламент.
Как и было раньше, в нашем регионе будет два одномандатных округа. Решения по количеству депутатов в партийных списках и количеству партийных округов будут приниматься политическими партиями, участвующими в выборах депутатов Государственной Думы.
Владимир Афонский, депутат Государственной Думы, «Единая Россия»
«Лепестковая нарезка» - это искусственное создание округов, без учёта различий в социально-экономическом укладе объединяемых территорий. Она позволит «разбавить» традиционно более протестных жителей городов лояльными голосами сельских жителей, которые чаще готовы поддержать власти. Явка на селе всегда ближе к 100%, голосование более подконтрольно, да и административный ресурс применить легче.
Кому это особенно выгодно? Конечно, партии власти. Никак не избирателям и не другим партиям.
Такой же принцип применялся на выборах в тульскую областную Думу. Какие плюсы жителям дало подобное объединение села и города? Видят они своих депутатов? После выборов как избиратель, я еще ни разу не видел своего депутата, не слышал ни единого его отчета.
Зато избирательная кампания по этой схеме весьма трудоемка и затратна для тех, кто не обладает административным ресурсом.
Конечно, она еще не утверждена депутатами Госдумы, но думаю, « Единая Россия» примет предложенный вариант. Он очень удобен для применения административного ресурса.
Так что выборы в Государственную думу будут тяжелыми, особенно в Туле. Её разделили на две части, что, скорее всего, вызовет определённую путаницу. Кто – «наш», кто не «наш» кандидат?
В общем, вопросов и сомнений эта идея вызывает немало.
Сергей Гребенщиков, председатель политсовета регионального отделения «Справедливой России»
«Лепестковая нарезка» создается для усиления власти и партии власти. Это очередное изменение правил игры во время игры. Наша позиция по одномандатным округам - резко негативная. Партийная система выборов, которая показала свою пригодность, была отменена партией власти после того, как оппозиционные партии набрали больше мандатов, чем ожидала партия власти.
Введение системы одномандатных округов – это возможность скупить мандаты для богатых кандидатов или кандидатов – представителей власти, могущих запустить административный ресурс, заставив голосовать бюджетников. Никакой демократии такая система не несет.
В городах за оппозицию традиционно голосую больше, чем на селе. Это население с высоким уровнем высшего образования, это креативный класс. Как пример, в свое время большинство на участке МГУ взяла КПРФ. А сельские люди больше зависят от власти – от старост, от того, привезут ли им дрова, расчистят ли снег. Учитывая это обстоятельство, и вводится система смешения городского избирателя и сельского.
Опять же в городах оппозиционным партиям легче, чем на селе, проконтролировать участки. Они крупнее, их меньше. А на селе по 150, 200, 300 избирателей и соответственно легче применить фальсификации
Зачем глобально нужно вводить одномандатные округа? Это чисто технологические приемы, чтобы удержать власть в условиях кризиса, накрывающего Россию.
У нас есть другое предложение. Мы считаем, что необходимо вводить коалиционное правительство, чтобы представители каждой партии входили в правительство. Такой подход может спасти общество и страну от грядущих потрясений. Мы однозначно поддерживаем президента Владимира Путина, проводящего правильную международную политику. Он работает в интересах народа. В интересах России.
Мы поддерживаем некоторых министров. В частности, министра обороны Сергея Шойгу, поддерживаем министра иностранных дел Сергея Лаврова. Но требуем отставки либерального блока - зампреда правительства Ольги Голодец, председателя Центробанка Эльвиры Набиулиной, полагая, что именно это антинародное правительство бьет в спину президента. Оно не в состоянии сдержать кризис. Если это правительство останется у власти, через год нас ждут страшнейшие потрясения 92-го года.
Так же, как и в российском правительстве, в региональном должны быть представители разных партий - «Единой России», «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР.
Олег Лебедев, депутат Госдумы, КПРФ
Я не готов комментировать идею «лепестковой нарезки», потому что пока не понял, не знаю, что это такое.
Виктор Трифонов, депутат областной думы, руководитель регионального отделения партии «Родина»
Я ещё не разбирался досконально в этой «нарезке» округов. Но какая разница, «лепестковая» она или «пузырчатая», если по большому счёту она уже принята? А вот то, что в Тульской области вместо трех округов будет два, это меня волнует. Потому что в итоге представителей нашего региона в Государственной думе окажется меньше. И произошло это по непонятным мне причинам: население в регионе меньше не стало, количество избирателей тоже не сократилось… Тогда зачем всё это?
Мнения, что таким образом создается система поддержки партии власти, мне кажется не убедительной. Полагаю, если кому-то что-то на выборах надо сделать, это сделают и без изменения системы округов.
Александр Балберов, зам. председателя тульской областной думы