Ретейлеры должны увеличить присутствие местных товаропроизводителей. По разным причинам не каждый из них к такому готов.
Как соблюсти баланс?
Одни, как только власть начинает говорить о поддержке местного производителя, отбрыкиваются. Мол, нужны постоянные поставки и в больших объёмах, чего местные обеспечить не всегда могут в силу малости объёмов производств. Другие говорят, что в принципе можно освободить полки под тульскую продукцию, но того, что есть, вполне достаточно.
А президент компании «Магнит» Ян Дюнинг заверяет: сеть готова к активному сотрудничеству с предприятиями области, «пополняя ассортимент качественными товарами, которые любят и ценят наши покупатели».
Однако насильно мил не будешь, а в бизнесе тем более.
По словам Дюнинга, сейчас она работает почти с полусотней предприятий пищевой отрасли и аграриев региона. Доля тульских товаров доходит до 18%, а по некоторым позициям в социально значимых категориях (хлеб и хлебобулочные изделия) превышает 70%. Представители ретейлера считают, что это очень неплохие цифры. Но власти региона нацелены на большее.
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин, встретившись с руководством сети, подчеркнул: с открытием в регионе новых пищевых и перерабатывающих производств объёмы могли бы быть и больше. В частности, он акцентировал внимание на том, что ещё далеко не вся продукция местных хлебозаводов присутствует на прилавках этого ретейлера. А по качественным характеристикам она этого достойна.
Дюмин выступил с предложением размещать сетевые магазины шаговой доступности в новых микрорайонах.
«Обеспечение баланса интересов всех участников продовольственного рынка – одна из приоритетных задач власти и бизнеса», – резюмировал губернатор.
Однако насильно мил не будешь, а в бизнесе тем более.
В замешательстве
Генеральный директор Тульского хлебокомбината Алексей Драгунков ратует за то, чтобы в торговой сети ввести жёсткую градацию на хлебной полке.
«Нужно сделать обособленной тестовую полку с новинками хлеба, потому что изобилие хлебобулочных изделий приводит покупателя в замешательство», – говорит он.
По его мнению, следует уходить от торгового штурма и переходить к глубоким изучениям вкусовых предпочтений покупателей. Тогда доля местного хлеба может быть доведена до 90%.
То, что производится в области, должно активнее продаваться в торговых сетях в регионе
Идею тестовой полки поддерживает и заместитель генерального директора компании «Краснобор» Сергей Кокорев. Предприятие вышло на зарубежные рынки, но в розничной сети делает первые шаги. Объём поставок их индейки приближается к 1%.
Директор «Белёвских сладостей» Артуш Саакян работает с ретейлом два года, поставляет хрустилу, но хотел бы расширить ассортимент. Пока это сделать не удаётся.
О желании войти в сеть говорил и руководитель рыбоводческого предприятия «Приокское» Евгений Рощин. Компания занимается производством чёрной икры осетровых рыб, добилась солидных объёмов, но со сбытом возникают не менее солидные проблемы.
Пока всё это даже не в стадии решения. Однако есть надежда на то, что после общения с губернатором не только этот, но и другие сетевые компании обратят более пристальное внимание на местных производителей. Уже в конце встречи с главой региона прозвучало, что продукцию местных будут интегрировать в промокалендарь розничной сети. Для фермеров создаются фермерские дворики и лавки.
Как намерения реализуются на практике, и подхватят ли эту волну другие сетевые компании, покажет время. Уговоры, случившиеся во время губернаторства Владимира Груздева, большим успехом не увенчались. Может, на этот раз местным производителям повезёт больше?
Комментарий
Александр Ширинкин, председатель совета директоров Тульского молочного комбината: Что касается нашего комбината, то с этой торговой сетью мы вступаем в очередную фазу переговоров. Она расширяет свою географию. Пока мы присутствуем всего в двух близлежащих регионах – кроме Тулы, это Орёл и Калуга. Доля в соседних регионах нас совсем не устраивает. Она скромнее скромного.
Хотелось бы, чтобы покупатели получали удовлетворение от качества предлагаемых продуктов. Чтобы ставка делалась не только на дешевизну. В качество я вкладываю понятие здоровой пищи без вредных примесей. Сейчас при готовности чуть больше заплатить потребитель не уверен в качестве приобретаемого. У нас есть портфель новых продуктов. Мы обсуждаем с представителями сети совместные возможности для размещения их на полках магазинов. Кстати, на «доведение» продукта до полки уходит три месяца. Хотелось бы снизить сроки.