«Мы хотим записать, как звучит Ясная Поляна сегодня, – рассказывает заведующая отделом международных проектов музея-усадьбы «Ясная Поляна» Юлия Вронская. – И нам интересно узнать, как слышат это место современные музыканты».
Всё и всех запишем
Молодой человек в наушниках деловито подкручивает ручки портативного звукового пульта, одновременно устанавливая микрофоны как можно ближе к листьям вьющегося растения, которое буквально поглотило веранду дома писателя. Это Иван Меркулов, один из участников арт- группы из пяти музыкантов, ловящих музыку Ясной Поляны. Иван – звукорежиссёр и электронный музыкант, автор нескольких проектов. Свои релизы выпускает под псевдонимами Erethia, Ebb Loops.
«Большая честь – прикоснуться к русскому, мировому культурному наследию, побывать в местах, где жил один из моих любимых писателей, и прочувствовать это место, где он творил, мечтал, чудил, – говорит Иван. – Для меня все звуки, которые я слышу, вдохновлённый Толстым, – музыка».
Эти ребята стали победителями конкурса на участие в арт-проекте «Ясная Октава», организованного музеем-усадьбой «Ясная Поляна» и Госкорпорацией «Ростех».
Посетители усадьбы с удивлением наблюдают картину, как группа молодых людей со звукозаписывающей техникой наклонилась над небольшой лужицей возле толстовского дома, в которую падают капли с крыши. Ребята пишут звук везде, где, как им кажется, может возникнуть мелодия, – в саду, в поле, возле дома, у могилы писателя. Уже выбрали наиболее музыкальные, на их взгляд, места.
В результате должен получиться коллективный музыкальный альбом, который выйдет к дню рождения Льва Толстого, 9 сентября, на стриминговых площадках Apple Music и Яндекс.Музыка.
Команда работает уже несколько дней. По признанию музыкантов, творческий процесс проходит интересно, продуктивно. Для того чтобы почувствовать музыку усадьбы, пришлось пройти немало километров.
«Неподалеку от могилы Толстого очень ярко и звонко поют цикады или кузнечики, не знаю, как называется. Из этого в том числе будем делать музыкальный проект, – продолжает Иван. – Я записывал звуки сада Толстого, шелест листвы, пролёт крупных насекомых мимо микрофона. Технически это не сложно – главное иметь хорошие микрофоны, у нас с этим всё в порядке».
К беседе подключается Олег Буянов, музыкальный продюсер, звукорежиссёр, создатель лейбла Asyncro. В качестве звукооператора и звукорежиссёра работал над проектами студии Stereotactic.
«Мне в целом показалось настроение Ясной Поляны депривационным. Без некой музыкальности. Дом, конечно, и комната с роялем, я думаю, главное место в усадьбе, где проходили какие-то музыкальные события. А вообще, интересный проект, хорошая команда».
У каждого – своя мелодия
Его поддерживает Карина Казарян, бывшая басистка постпанк-группы «Фанни Каплан» – с 2014 года ведёт свой сольный проект KP Transmission, где экспериментирует с мрачным и необычным электронным звучанием.
«Находиться здесь – хорошая возможность для своего развития, музыкального опыта, исследования звуков, атмосферы, духовной составляющей этого места, – говорит Карина. – Каким будет релиз, сегодня ещё рано говорить. Мы уже три дня обсуждаем это каждый вечер. И каждый раз у нас возникает новая идея. Думаю, что это будет передано в метафоричной форме, не в буквальной. Мы используем звуки, собранные здесь, но метод будет завуалированный. Должен получиться разнородный, эклектичный альбом».
Как сказали организаторы проекта, дополнительно в распоряжение авторов альбома будут предоставлены архивные записи голоса Толстого, фрагменты его произведений, зачитанные актёрами, и документация местного фольклора. Но как они будут использоваться, и будут ли, это определяют музыканты.
Стоит сказать ещё об одном члене арт-группы. Дмитрий Устинов – музыкальный продюсер, пианист, композитор – известен под сценическими именами Тарас 3000 и диджей Японец. Первый альбом выпустил в 2015 году, а со своими сетами выступает по всему миру, например, на фестивале «Сонар» в Барселоне. На момент нашей беседы был на пути из Москвы в Ясную, поэтому в диалоге не участвовал.
Пятый участник проекта – электронный музыкант Дмитрий Люшаков, самый молодой в команде, он, в отличие от коллег-москвичей, из Тюмени. Полевые записи начал делать ещё в детстве – на кассетный магнитофон на батарейках, со встроенным микрофоном. Уже позднее начал писать эмбиент с использованием field recordings. Например, на лейбле Terminal dream выходил его релиз под псевдонимом n-mister.
…Сегодня Ясная Поляна наполнена холодным августовским дождём, несильным ветром, редким пением птиц и ещё многими звуками, шелестами, шёпотом и звоном. У каждого мелодия усадьбы своя. У кого-то громче, у кого-то тише. Но она есть, и манит.