«Куликово поле» давно перестало быть просто музеем и превратилось в пространство, где новые технологии, творческий подход и историческая ценность сплетаются воедино. Вот и в этом году куликовцы удивляют – выпустили новый VR-квест (уже второй!) на основе своих археологических исследований, учтя все ошибки.
Как сами признаются сотрудники музея, первый квест «VR-археология: тайны Куликова поля» хоть и интересный, но более размеренный. Игрок становится археологом и ищет артефакты на поле битвы, реставрирует их, учится владеть луком и стрелами. Второй еще больше похож на игру, с подсказками, заданиями разной сложности, взаимодействием с персонажами.
VR-квест «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань»
…Надеваем очки, берем в руки джойстики и отправляемся в прошлое. Методист Павел объясняет: «ходить будем с помощью буквы «А», что-то брать – боковыми кнопками». Привыкнуть удаётся не сразу. Пару раз «врезаюсь» в виртуальные стены, ещё несколько путаю кнопки и пытаюсь ходить по старинке – ногами. Запомните: ходить тут не надо, максимум - повернуть голову, что я и делаю.
Кстати, я – Михайло служивый человек, который оказался в епифанской крепости в разгар набега степняков. Передо мной книга – оглавление игры, стилизованное под древний сказ. Чтобы начать новую главу, с каждого листа надо VR-кисточкой смахнуть пыль. Смахнули – попадаем к ворОтнику Петрову – сторожу на воротах, который отпирал и запирал их, а также хранил ключи. Это, кстати, можно узнать из сопровождающих игру подсказок и исторических справок.
Рассказывается в них и об устройстве Епифанской крепости, и её проездной башни, где разворачивается сценарий игры, и о людях, и об основателе крепости, а соответственно и города – двоюродном племяннике царя Ивана Грозного Иване Федоровиче Мстиславском.
Итак. Наша задача – помочь ворОтнику опустить решётку проездной башни. Но всё не так просто, один из рычагов ломается, и мы вынуждены искать новый. Нашли, крутим, закрываем.
А сами оказываемся во дворе, встречаем ещё одного служивого, который просит нас собрать обрывки письма. А в письме призыв: дать отпор войску крымчаков. Не вручную, конечно. Выдадут пищаль. Но перед этим ещё надо набрать пороха, да не обсчитаться, а дальше – подготовить оружие к стрельбе: прочистить дуло, положить ткань, заложить на нее ядро, засыпать порох и протолкнуть всё это внутрь. Готово. Можно стрелять. Мишени вроде бы крупные, да вот руки не слушаются, и чтобы попасть точно, придётся попотеть…
Кстати, предметы в VR-квесте - виртуальные копии археологических находок и реконструкций.
«Мы храним множество археологических предметов, но в отличие от коллекций изобразительных, этнографических музеев они не способны вызывать сильные эмоции. Многие артефакты фрагментированы, не имеют явных следов владельцев - мы не можем рассказать про них большую историю. Однако экспонат несёт на себе историческую ценность, и в квесте виртуальной реальности «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань» она отлично считывается – персонажи и игроки, оказываясь в далекой эпохе, используют артефакты, присущие ей», - говорит директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.
Дом Пучкова
Владимир Петрович добавил, что VR-технологии дали безграничные возможности насытить экспозицию «Епифань. Крепость на границе поля» интересной, уникальной информацией. Все предметы, представленные виртуально, будут демонстрироваться и в отреставрированном памятнике архитектуры Доме Пучкова в Епифани по адресу: улица Красная площадь, дом 7а/улица Новослободская, 2.
В рамках празднования 650-летия Куликовской битвы здесь откроется новая экспозиция «Епифань. Крепость на границе поля». Она расскажет об истории памятного места после распада Большой Золотой Орды.
«В новой экспозиции, которая представит историю Большой Засечной черты и одной из её крепостей – Епифани, VR-квест станет не единственным мультимедийным интерактивным продуктом, но наиболее яркие эмоции от погружения в эпоху XVI века посетители смогут прожить именно в виртуальной реальности, - говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Кристина Столярова.
На 300 квадратных метрах будут представлены костюмы и вооружение стрельцов, казаков, пушкарей, знамёна казачьих и солдатских полков, подлинные артефакты XVI-XVII веков, обнаруженные Тульской археологической экспедицией. Большинство археологических находок - с территории памятников Тульского края: засечных Орловых ворот, Епифанских слобод, слобод Дедилова, Тулы.
Комментарий
Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина: «VR-квест «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань» - это своеобразное подведение итогов музеефикации малых городов Тульской области и Епифани, начатое в год 500-летия Тульского кремля и сохраняющее актуальность к новому юбилею – 650-летию Куликовской битвы. Это современный продукт для молодёжи, созданный на исторической основе для будущей экспозиции о защитниках Епифани. С ним мы видим, как прошлое шагает в будущее, а музей-заповедник «Куликово поле» продолжает держать высокую планку музейного дела в воспитании патриотизма молодёжи».