Примерное время чтения: 8 минут
1133

Узнай себя. Почему карикатуры 1905-1991 годов актуальны и сегодня

Рисунки в сатирических журналах, хранящихся в Тульской областной библиотеке позволяют понять проблемы, стоявшие в те годы наиболее ярко. Ведь именно над этими проблемами люди громче всего смеялись.

Анатомия чиновника

карикатуры
Фото: Архив

Нерадивые слуги народа высмеивались в советском журнале «Чудак». Он выходил всего чуть более года (декабрь 1928 - февраль 1930 годов), зато какие с ним сотрудничали личности! Главным редактором был Михаил Кольцов. Постоянными сотрудниками: Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Зощенко, Михаил Светлов. Для журнала писали Владимир Маяковский, Демьян Бедный. С изданием работали художники Константин Ротов, Борис Ефимов, Кукрыниксы, Бронислав Малаховский, Владимир Козлинский, Виктор Дени.

Работа и труд не всё перетрут

Фото: Архив

На иллюстрации «Плановое домохозяйство» из «Чудака» за 1929 год высмеиваются несознательные советские граждане, готовые без разбору применить пятилетку к любому делу, даже такому как избиение жены. Прослеживается тут и тема раскрепощения женщин.

Темы норм труда, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, как ни удивительно, актуальны до сих пор. В карикатуре «Этих не удивишь» критиковались тунеядцы.

Фото: Архив

Он пьянствует!

А вот карикатура со страницы издания 1934 года «Горячая промывка: альбом сатиры специальных корреспондентов «Правды» на транспорте художников Кукрыниксы». Художники, в число которых, кстати, входил и наш земляк Порфирий Крылов, зарисовывали негативные примеры работы должностных лиц и рабочих на железной дороге. Между прочим, газета «Правда» потом расследовала эти случаи и рассказывала читателям, что стало с нарушителями.

Фото: Архив

Карикатура снабжена такой подписью: «Бойкая торговля. Начальник паровозного депо станции Айдерпя, Пермской дороги, Большегородский неделями не заходит в депо. Он пьянствует со своими сослуживцами и разбазаривает государственное имущество, меняя принадлежащие депо двигатели, доски, железо, гвозди и свинец на продукты. Мастер вагонного депо Деточенко, бывший белый офицер, тоже занялся коммерческими операциями. Секретарь ячейки Гладков и предместкома Соколов считают все эти операции «хозяйственно целесообразными».

Голодное время

Фото: Архив

Тема коррупции и расхищения государственных средств часто всплывала в федеральных и региональных СМИ.

В магазинах не было продуктов и даже пачка гречки была предпочтительнее французских духов. Так жили российские граждане начала 1990-х, и журнал «Крокодил» смеялся над этим вместе со своими читателями. Чаще всего это был смех сквозь слезы.

Фото: Архив

Деньги обесценивались, полки магазинов были пусты и люди были готовы продать даже фамильные ценности, лишь бы добыть пропитание. Надо сказать, что тема нехватки еды и пустых прилавков прослеживается во всех журналах за 1991 год.

Купим всё

Фото: Архив

Идеология людей менялась, покупалось и продавалось абсолютно всё. И даже горьковский Данко, по мнению художника-карикатуриста, исполнившего эту обложку «Крокодила», мог услышать в свой адрес не восхищённые возгласы, а вопрос о цене.

Секс без границ

Сексуальное раскрепощение – признак эпохи 1990-х годов. Обнаженные тела, пышногрудые девицы – частные гости журнальных страниц.

Фото: Архив

На этой карикатуре типичный отрицательный образ молодёжи 1990-х: в коротких юбках и драных джинсах, с сигаретой, девушки ярко накрашены. И конфликт отцов и детей в этих обстоятельствах весьма остро выражен.

Журнал «Крокодил» издавался до 2000 года, дальше на его выход не нашли денег.

«Если бы я в этих книжках не участвовала, а просто в магазине наткнулась, я бы замерла от одиозности увиденного, - говорила Светлана Дорошева, художник, участвовавший в оформлении серии книг по мотивам журнала «Крокодил». - Настолько странный, чудовищный материал. Он красив местами, местами очень остроумный, но в массе своей он завораживает чудовищностью. Сейчас уже давно так не изображают, не рисуют и не говорят – настолько открытым текстом, настолько называя вещи своими именами и, в общем, так зверски и жестоко, как это было в «Крокодиле». Поэтому да, это представляет огромный интерес, есть смысл с этим ознакомиться. Местами это вызывает ужас и отвращение, но это сделано несомненно талантливо, ярко и разнообразно».

Иллюстрации предоставлены Тульской областной научной библиотекой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах