XVIII Межрегиональный фестиваль детского творчества «Курочка Ряба», состоявшийся в музее-усадьбе «Поленово», вновь собрал почти 500 детей. Как это было — в материале tula.aif.ru.
«Хочу ещё!»
...Тёплый, почти летний воздух, пропитанный разнотравьем и сосновой хвоей. Из поколения в поколение намоленная творцами и творчеством поленовская аура. Для одних это место силы, для других — глубокого релакса, умиротворения, вдохновения, познания и красоты. В день же фестиваля многие зрители сошлись в том, что это ещё и место взращивания в юных культуры, познание традиций и хороший урок мастерства и бизнеса.
Талантливые ребята из Тульской, Калужской и Московской областей участвовали в фольклорном, театральном, хореографическом концерте и, вместе со взрослыми мастерами-ремесленниками, представили свои работы на большой, пёстрой выставке-ярмарке.
«Весенний джаз исполняет Вероника Баталина и образцовый детский коллектив „Авангард“ из Узловой», — объявляет ведущий и зрители взрываются аплодисментами. Пока Вероника, занимающаяся вокалом с 5 лет, и «Авангард» зажигают, ребятня 4-5 лет у сцены подхватывает ритм и самозабвенно и забавно танцует.
Образцовый детский хореографический коллектив «Радуга» из Тарусы тоже дарит радость и восхищение.
Ангелочки по сто
А в этом время на ярмарке разворачиваются творческие и бизнес-процессы. Куколки-обереги из кукурузного листа, изделия из бересты, керамики, дерева, картины с пейзажами. Мастера прикладного искусства охотно делятся профессиональными секретами с новичками в ремесленном деле, общаются друг с другом, создавая «вкусное» творческое варево. Обсуждают, где какой материал и по адекватной цене можно достать. Важнейший момент. Потому как творчество ныне очень дорогое удовольствие. Как нам рассказали мастера, когда-то покупали глазурь в пяти килограмовых пакетах. Это было не дёшево, но доступно по стоимости. Потом цены на керамические краски выросли, пакеты стали меньше. А теперь «бутылёк» в 125 грамм покупают. Большое количество далеко не все детские объединения могут себе позволить без грантов государства. У многих проблемы с глиной. Особенно с красной, качественной, хорошей, которую покупали чаще всего на украинском карьере.
Так что всё зависит от финансирования школ. А керамика — дело популярное. Специалистов только не много.
Отовсюду звучит бодрое-детское: «Подходи, налетай, сувениры покупай!», «Человек-паук! Не дорого!», «Кто к нам подойдет, без покупки не уйдёт!».
Десятилетний Глеб Пеленёв из Одоева зазывает покупателей:
— Обереги — 350 рублей, ангелочки — 100. Отметив наш интерес, расширяет предложение: «Там ещё есть филимоновская игрушка и свистульки. И всё по 100 рублей. Я не ученик школы искусств, но тётя показывает, что можно сделать, и я делаю. У меня там ящерка. Будете смотреть?, — «продавливает» он.
Ящерка интересная, этакий выразительный и необычный дракончик с пастью крокодила. Глебу явно не очень интересно отвечать на наши вопросы, и он строго предваряет очередной:
— Вы будете покупать?
Тринадцатилетний Денис Кусков демонстрирует красивую керамическую сову в глазури, вазочки. В школу искусств в Одоеве его привела бабушка.
«Потом стало интересно, — отмечает мальчик. — Рисуем, изучаем историю как же его... искусства. Смотрите, вот тут тоже мои работы есть!»
«Питонцы» Кехаиди
К ребятам подходит педагог одоевской школы искусств Константин Кехаиди. Организатор межрегионального фестиваля «Поляна», несколько лет проходившего в Одоевском лесу на берегу реки. На него съезжались мастера со всей страны. Мастер, без малого сорок лет назад приехавший в Одоев, чтобы заниматься возрождением филимоновского промысла, достаёт телефон. Все выстраиваются для памятного фото.
— Своих птенцов снимаете?
— В одной газете как-то написали — «Константин Николаевич со своими питонцами» — смеётся он.
И рассказывает, что интересующихся творчеством детей становится больше, но ребят теперь приходится отрывать от телефонов. Это общая проблема.
«Они у меня сидят за мольбертами, а слева телефоны...Раньше у них были наушники, и я немножно на ребят обижался, — говорит Кехаиди. — Стараюсь что-то донести, интересные, смешные, нравоучительные истории рассказываю, а тут кто-то сидит в наушниках и меня не слушает... Теперь понимаю: это было золотое время. Нынче они мультики смотрят. Педагогу надо много сил, чтобы оторвать их от гаджетов».
И вот некоторые оторвались. Представляют свои работы, продают их.
«Школьников надо учить бизнесу, — считает Константин Николаевич. — Они должны понимать ценность копейки. А у нас к тому же много изделий, которые девать некуда. Внук бабушке подарил, бабушка сохранила. А есть родители, заявляющие: „Ещё раз принесёшь эту гадость, я тебя из дома выгоню“. Серьёзно. И выбрасывали работы детей.
К тому же, ребята нынешние все с самомнением — „бабки полуграмотные игрушку филимоновскую лепили, я буду делать своё“. И лепят копилки, подсвечники. А приезжают на фестивали-ярмарки, видят, как люди интересуются старинными промыслами, и говорят: „Ладно, в следующий раз игрушку буду лепить. Оказывается, дремучее ремесло интересует людей“.
Да, времена меняются. Вот наш фестиваль был бесплатным. Мастера приезжали, неделю учили детей, друг у друга учились сами. Сегодня всё так дорого, что никто бесплатно не может поехать. Хотелось передать фестиваль в хорошие руки. Есть инвентарь, оборудование. Никто не подхватывает».