Примерное время чтения: 8 минут
451

От арта до хауса. Обозреватель о запретах и единстве киноманов

Сюжет Студенты пишут - 2021

Проект «Антагонист. Кино» родился в январе этого года, пройдя долгий путь от места встреч любителей кино во флигеле музея до киноклуба в собственном баре-подвальчике. Создатель проекта Антон Хозяшев рассказал о скучном кино и создании «артхаусной тусовки».

С чего началось?

Дарья Филимонова: Как появилась идея создать киноклуб?

Антон Хозяшев: Я понял, что мне нравится кино ещё со школы. Смотрел фильмы, мне всё время было мало; я открыл для себя мир кино, а поделиться было не с кем.  Киноклуб никогда не был чётко организованным местом, у него даже нет определенного названия. В какой-то момент мы собирались во «Флигеле», потом переехали в «ДКЖ Кино», с января этого года встречи проходят в баре  «Антагонист». С тех пор сеансы организовывались раз в неделю сначала по четвергам, позднее стали проходить по воскресеньям. Перерыв случился лишь однажды и был вынужденным – по ковидным ограничениям. Но даже в тот момент так называемое «заседание» прошло на выезде.

Иногда я вел его сам, иногда – приглашал других людей. Были и перерывы,  самый большой из которых длился почти полтора года, когда я уходил в армию.

Фото: Из личного архива

- Киноклуб – это твоё увлечение или нечто большее?

- Увлечение  –  смотреть кино. Смотреть и анализировать. Киноклуб же – некая деятельность.  Клуб – территория, на которой люди не просто смотрят кино – здесь делятся собственными впечатлениями и мыслями о нём.

- По какому критерию  отбираются фильмы? 

- Сосредоточился на «мэтрах» европейского и американского кинематографа – Ларсе фон Триере, Гаспаре Ноэ, к примеру. Их кино мне очень близко. Понимаю, что поговорить о нём будет круто – беру и делаю встречу. Как и в любой вещи, мне кажется, главное – делать то, что тебе нравится. Нравится тебе – зажжёт и других. Энтузиазм всегда заметен, так же как и скука.

Смотри, что нравится

- Что бы ты посоветовал тем, кто к искусству кино только приобщается?

- Смотреть то, что нравится! Здесь нет никакого рецепта: ты будешь смотреть то, что нравится, и тебе будет хотеться ещё и ещё. В какой-то момент механизм аналогичных фильмов станет понятен и ты захочешь чего-то нового. «Подсказанный» фильм может показаться слишком резким, слишком грубым, слишком грязным или, наоборот, слишком весёлым. Человек может закрыться и бросить с мыслью «нет, это не моё».  К некоторым фильмам нужно приходить, и путь у каждого свой.

- Стоит ли им начинать с истории кино, с плёнок братьев Люмьер?

- Нет, ни в коем случае! Будем честны: вряд ли современному молодому человеку будет интересно смотреть фильмы 70-х – 80-х годов, что говорить о более старых лентах.

Киноязык очень сильно поменялся; современное кино – это экшен, динамика действия и монтажа. И это касается не только боевиков: даже авторский фильм сегодня – это динамичный сценарий. Мы живём в мире информации, и всё вокруг, в том число и кино, вынуждено жить в мире действия и следовать чёткому плану. Нет времени медлить и затягивать транслируемое через экран.

Если начинать смотреть «оттуда» - с Люмьеров, Мельеса и прочих – это будет очень скучно и придётся заставлять себя это делать.

А прочувствовав современное, появляется возможность и, самое главное, желание двигаться дальше, именно в сторону тех самых первых лент – наблюдать за сменой стилей и подхода к съемке.

В принципе, смотреть кино, параллельно изучая историю можно, главное – не заставлять себя садиться, смотреть – говорят, что Федерико Феллини снимал крутое кино! – и скучать в этот момент. Если начало фильма кажется вам скучным – выключайте его.

- Как обстоит ситуация с кино в городе в регионе?

-  В «ДКЖ кино» в своё время мы смотрели  новинки артхауса с фестивалей, и смотрели буквально сразу после выхода в стране. Нам давали время на обсуждение. Заседания были реже, потому что были приурочены к фестивальным премьерам. Все обсуждалось с прокатчиками, было легально.

Киноклуб есть в «Типографии». Если я сосредоточился на американском и европейском артхаусе, то там смотрят классику разных жанров, мейнстримное кино, сейчас, если не ошибаюсь, там идет волна азиатских фильмов. Там немного другая форма, да и занимается клубом несколько человек. Я там бывал, и мне там нравилось.

Фото: Из личного архива

Подобная площадка есть в Ясной Поляне, «Время кино» называется. Там у организаторов больше возможностей, чем у нас: туда привозили Бекмамебетова, Козловского.

Надеюсь, что таких площадок будет больше, потому что кино нужно показывать. Показывать разное и по-своему хорошее. Эта сфера огромна, и обделять разных ценителей нельзя. По-моему, ни один киноклуб не потянет  ее целиком, поэтому должны быть разноформатные проекты, чтобы охватить всю киноиндустрию.

Все, кто занимается кино в Туле – друзья и знакомые, мы все общаемся, обмениваемся мнениями, друг к другу ходим. Может быть редко, но мы это делаем.

Снимать про всё

- Вопрос общефилософский: зачем вообще нужно смотреть кино?

- А кто сказал, что нужно? Нравится – смотрите, не нравится – не смотрите. Кто-то любит романы, кто-то любит мультики, кто-то любит компьютерные игры. Занимайтесь тем, чем нравится, и получайте удовольствие.  Никакого навязывания.

- Есть ли фильм, который никогда не покажешь?

- Нет. Есть то, что я немного боюсь показывать. Никакой запретной темы нет. Кино можно, даже нужно снимать про всё! Как иначе прорефлексировать то, что происходит с нами? Одно дело – обсуждать, но не понимать; другое дело – видеть ситуацию, в которую попадают условные герои. За них грустно, страшно, больно. И если мы внутренне проживаем то, что творится на экране, мы стараемся не повторять этого в жизни.

Поэтому я за острые, злободневные темы в кино. Не нравится – не смотри, уйди с сеанса, выключи. Благо сейчас есть куча кинокритиков и кинорецензий. Но не мешайте людям снимать и смотреть.

Вообще, в любой области можно делать все, что угодно, но только в рамках закона, хотя даже здесь бы я поспорил. Потому что законы иногда принимаются очень неоднозначные и очень спорные. По мне, всё, что делается на съёмочной площадке, не должно содержать насилия – имею в виду, что никто никого ни к чему не должен принуждать, всё должно быть по взаимному согласию. Режиссёр не должен никого заставлять делать что-либо, и здесь тема харассмента, поднятая сегодня в Голливуде, особенно актуальна. Если все «за» - снимать можно всё, что угодно.

Каждому - своё

- Хотел бы ты сам когда-нибудь снять кино?

- Нет. Кино должны снимать профессионалы. Я видел очень много любительского кино, и оно отвратительно. Я не видел ни одного нормального любительского фильма. Если вам нравится снимать и хочется это делать – берите и снимайте, но не ждите мгновенного признания. У Тарантино нет специального образования, однако он взял камеру и начал снимать. И сделал это шедеврально.

Делайте, если в вас это лежит. Если это не просто увлечение просмотром. Я даже не знаю, как это делается, в съёмке кино действуют совершенно иные механизмы. Изучать их, режиссёрское дело – всё это требует очень много времени. К такому я пока что не готов и не хочу этим заниматься. 

Если вам нравится снимать и хочется это делать – берите и снимайте, но не ждите мгновенного признания.

- Хотелось бы стать профессиональным критиком?

- Я всегда говорю, что я - кинообозреватель. Кинокритик – профессия, требующая, возможно, филологического или иного образования. Необходимо четко понимать, как устроены языки литературы и кино, они, в принципе, довольно похожи.

Я же просто показываю то, что мне нравится, и рассказываю об этом. Кинокритик же обязан смотреть и то, что ему не нравится, и говорить о том, что ему не нравится. Я это делаю в свое удовольствие и не смотрю всё подряд.

Дарья Филимонова, 1 курс

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах