Примерное время чтения: 6 минут
1127

Мачизм мёртв. 5 фильмов о мужественности с другой стороны

Брутальная маскулинность умирает, и хоть до ее полного исчезновения еще далеко, режиссеры, порой даже массового кино,  показывают мужчин не как набор гендерных стереотипов, а как людей. 

«Человек, который удивил всех»

Сначала абсолютно типичный, даже гиперболизированный «русский мужчина» убивает браконьеров, стоически принимает известие о смертельном диагнозе, занимается сексом с женой - превращается в мужчину-человека.

Врачи ему не помогают, и он идет  к гадалке, которая предлагает ему превратиться в женщину, чтобы обмануть смерть. Герой избавляется от всех внешних примет мужественности, но все равно остается лишь мужчиной, ряженым в женщину. Но чем сильнее заметно его преображение, тем больше вокруг людского осуждения и агрессии.

В сцене, где он, избитый односельчанами, на глазах семьи протыкает себе уши сережками, становится видно, что у мужчины в платье больше достоинства и силы, так важной всем вокруг, чем у озабоченных чужой мужественностью окружающих, отвечающих насилием на все непривычное.

Герой переживает пытку ненавистью, презрением, болью, и становится настоящим, обретает наконец любовь. Выходит, что он, убегая от смерти, находит путь к себе.

«Маска, в которой ты живёшь»

Кино Дженифера Ньюса анализирует привычную маскулинность и то, как мальчики и юноши борются за право быть собой, а не «настоящими мужчинами».

Культе силы и превосходства навязывают СМИ, сверстники и взрослые. Мужчины подавляют эмоции, унижают женщин, обесценивают дружбу, решают конфликты с помощью насилия – все эти проблемы предстоит преодолеть героям фильма. А главное – доказать обществу, что настоящий мужчина – не равно всему перечисленному.

«Ты мужик или кто?», «Не будь тёлкой», «Отрасти себе яйца» — слышат мальчики, юноши, мужчины каждый день. И они не хотят это слышать.

 «Девушка из Дании» 

Американская биографическая драма Тома Хупера рассказывает о первой трансгендерной женщине, совершившей транс*переход с операцией по коррекции пола. Фильм снят на основе одноимённого романа Дэвида Эберсхоффа.

Главные роли в фильме исполнили Эдди Редмэйн и Алисия Викандер. Викандер за свою работу в этой картине была удостоена премии «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

В 1920-х годах в Копенгагене художница Герда Вегенер просит своего мужа Эйнара Вегенера попозировать ей в качестве женской модели. Портреты становятся популярны, и Герда продолжает писать картины со своим мужем в качестве женщины. Во время одного из таких позирований, Эйнар осознает свою феминность. Картина плавно переводит фокус зрительского внимания с деталей, на которых акцентирует внимание Эйнар в период осознания и приятия своей трансгендерности – чулки, нежность ткани платья, изящность женских туфлей на глубокие и серьёзные темы – гендерную дисфорию (непринятие транс*человеком своего тела). Эйнар пытается забыть эти ощущения, но он наконец осознал себя и теперь не может оставаться мужчиной. Всё это время мы не слышим ни его мыслей, ни переживаний. Картина демонстрирует все внутренние метаморфозы через реакции, действия.

Спустя некоторое время Эйнар начинает жить под именем Лили Эльбе.  Эльбе становится первым человеком, прошедшим операцию по хирургической коррекции пола.

«Убийство» 

История самурая-пацифиста, отказывающегося убивать людей, рассказанная японским режиссером Синья Цукамото.

В середине 19 века в деревеньку приезжает ронин Савамура, чтобы найти воинов для свержения сёгуната. Он встречает Цудзуки, идеально подготовленного физически, но совершенно не готового морально. У Цудзуки платонический роман с местной крестьянкой и экзистенциальная дилемма – неспособность убивать.

На протяжении картины герой не раз сталкивается с ситуациями, где должен поступить по кодексу самурая – гибель друга, изнасилование возлюбленной – и каждый раз не поступает, отрицая идею насилия и избегая кровопролития.

«Мальчики на деревьях»

Взросление развело двух бывших друзей - один из них подрос и стал «мужественным», а другой - наоборот.

В одну ночь на Хэллоуин судьба свела друзей и их банды скейтеров. Мужественный Кори сталкивается с Джонахом, над которым жестоко издевается Джанго. Кори жалко Джонаха, и он соглашается с ним прогуляться, надев маски. Обычная прогулка превращается в сюрреалистичное путешествие по своему прошлому и детским страхам, и все погребённые тайны выползают наружу.

Картина – повествование о муках совести с очевидной моралью. Зачем эта мужественность, если за нее нужно платить такую цену?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах