Примерное время чтения: 9 минут
532

«Дикая Мята-2015»: Борис Гребенщиков выступит на фестивале в пятницу

Сюжет Фестиваль «Дикая Мята» в Тульской области
Дмитрий Борисов / АиФ-Тула

Более 40 лет, как Моисей по пустыне, водит Гребенщиков своего слушателя извилистыми путями и дорогами странными. Уже подросло третье поколение ценителей «Аквариума», готовое, вслед за предыдущими, с упоённым интересом следовать по этой причудливой колее.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

«Искушение святого Аквариума»

Группа, названная так в честь одноимённой пивной, не была в числе самых первых рок-бэндов Советского Союза, но стояла, как это принято говорить, у истоков жанра. БГ как творческая личность «пророс» ещё тогда, когда музыканты всерьёз спорили, можно ли петь рок-н-ролльные песни на русском языке. В диспуте «западников» и «славянофилов» юный Гребенщиков принял сторону вторых, вдохновившись примером группы «Санкт-Петербург», чьи концерты он посещал в обязательном порядке. Считается, что именно в группе Владимира Рекшана первыми дерзнули писать и исполнять рок-песни на языке Пушкина и Толстого. Это было в конце 60-х.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

В 1973 году студенты Гребенщиков и Гуницкий («Джордж») на каникулах зря время не теряют, а записывают «Искушение святого Аквариума». Магнитоальбом, напоминающий и содержанием, и качеством звучания музыкальные эксперименты дадаистов, считается первой официальной пластинкой «Аквариума». Это «извращение двух идиотов», как характеризует запись сам БГ, было долгое время утеряно, однако благодаря фанатскому рвению в конце 90-х нашлось, а в начале «нулевых» было даже издано. «Искушение…», с его «Мой ум сдох» и «Рекой Оккервиль», называют чуть ли не первым концептуальным произведением в Советском Союзе, традиционно забывая добавлять, что при условии тотального неумения играть на чём-либо, вряд ли что-то, кроме концептуализма, получится. Но уже на «Искушении…» можно услышать «Мочалкин блюз», перекочевавший спустя почти 10 лет на «Треугольник» - ещё один экспериментальный альбом раннего «Аквариума», но уже вполне себе взрослый.

«Аквариум» растёт и развивается по большей части в хипповской и околохипповской студенческой среде, выступая на ступенях университетского здания, играет «квартирники». В группе появляется нетипичный и диковинный для тогдашних рок-групп инструмент – виолончель. В 1979-м году БГ записывает вместе с Майком Науменко то, что называют теперь «природником» - то есть, концертом на свежем воздухе. Параллельно занятиям музыке, БГ учится в аспирантуре и работаем младшим научным сотрудником на факультете прикладной математики в Ленинградском институте.

До и после «Тбилиси-80»

В 1980-м году наступает переломный момент в жизни фронтмена «Аквариума». На так называемом фестивале молодёжной песни «Тбилиси-80» Андрей Макаревич и «Машина времени» получают какую-то награду, а БГ – "волчий билет". Эпатажное выступление «Аквариума» с водружением виолончели на заходящемся в гитарном соло и лежащем на сцене Борисом жюри фестиваля восприняло как оскорбление и демонстративно покинуло зал. В оргкомитете фестиваля разгорелся нешуточный скандал, последствия которого вышли далеко за пределы Тбилиси. В том, что Гребенщиков играл на гитаре, лежа на спине, заподозрили признаки содомского греха, БГ отчислили из аспирантуры и уволили с работы, исключили из комсомола. Позже от него ушла жена. Несколько лет он, как признаётся в одном из интервью, «питался практически одним только рисом» и натурально голодал, не имея возможности устроиться на работу. Ему помог тогда его аквариумский друг-музыкант Андрей Романов ("Дюша"). Устроил сторожем.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

Ситуация с «двойной жизнью» (разрыв между научной карьерой и музыкой), которую БГ вёл до этого, разрешилась сама собой – резко, неожиданно и весьма радикально. Первой строкой повестки дня отныне стал «Аквариум».

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

Потом на легендарной студии Андрея Тропилло он записывает «Табу» и «Радио Африка» с Курёхиным и Бутманом. Позже выходят в свет другие пластинки «золотого состава» «Аквариума»: «Деки декабря», «День серебра», «Равноденствие», «Десять стрел».

Eurythmics и «ХЗ»

В самом конце 80-х БГ отправляется в Америку. Совместно с продюсером Дейвом Стюартом из Eurythmics и американскими музыкантами он записывает англоязычный альбом «Radio Silence» – конъюнктурно выверенный и изначально рассчитанный на западного слушателя. Такую музыку (бывает, что и довольно неплохую) сейчас делают многие современные группы. Вспомнить, например, ростовскую Motorama или распавшихся совсем недавно The Toobes из Минска.

В Америке БГ надолго не остаётся. Вернувшись на родину, он собирает «БГ-Бэнд», с которым записывает самую «почвенническую» из своих пластинок – «Русский альбом», с последующим концертником «Письма капитана Воронина».

«БГ-Бэнд» колесит по старинным русским городам большого и малого золотого кольца, а Гребенщиков, ещё совсем недавно гулявший по самым оживлённым улицам Нью-Йорка, отращивает бороду лопатой и становится похожим на молодого князя эпохи феодальной раздробленности. Параллельно песням про «Государыню», «Елизавету» и «Коней беспредела», он с восторгом распевает песни панков «Х… забей», называя их «лучшей музыкой, что он когда-либо слышал». Многим позже он делает несколько каверов на «ХЗ», исполняя их, в том числе, и на телевидении.

«Всё дело в бороде»

Далее следует «буддийский период» БГ, два альбома тибетских мантр, спетых и записанных а-ля Krishna Das на европейский манер, поездки в Индию с обязательным посещением ашрамов лидеров религиозных организаций, чьи имена можно прочесть в каждом учебнике по сектоведению.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

Электронные эксперименты, запись с аутентичными индийскими музыкантами, активная занятость в благотворительности, программа «Аэростат» на радио, в которой Гребенщиков вот уже 10 лет ставит свою любимую музыку и рассказывает о том, что его интересует.

Его музыку переложил для симфонического оркестра композитор Вячеслав Гайворонский. Композитор Андрей Микита написал по мотивам его песен ораторию «Семь песен о Боге», которую на греческом языке исполнили несколько церковных хоров в Большом зале Московской консерватории.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

БГ иногда сравнивают с Львом Толстым (которого он, кстати, однажды даже сыграл в кино): масштабом народной любви, творческой плодовитостью, духовными метаниями. Символично, что именно на тульской земле несколько лет назад случился странный флешмоб  - так называемый «суд над БГ», который многие, увы, восприняли всерьёз.

«В некоторых городах, куда я приезжаю выступать, местные власти обращаются ко мне за советом, спрашивают, что им делать, как развивать регион, - сказал БГ в одном из интервью. – Обращаются, как к мудрецу. Я всё удивлялся, думал: почему ко мне? А потом понял: всё дело в бороде. Всё дело только в ней».

Примерно так же на его на бороду, рассказывает музыкант, реагировали и в глубокой индийской провинции. Жители деревень, которые топят печи в своих домах коровьим навозом, кланялись и уступали ему дорогу.

Группа «Аквариум» отыграет на фестивале «Дикая Мята-2015» (Тульская область, Алексинский район, деревня Бунырёво) полноценный концерт в пятницу вечером.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах